20 мая в кинотеатре "Октябрь" в рамках государственной программы по поддержке современного искусства под патронажем Федерального агентства по культуре и кинематографии стартовал фестиваль-конкурс "Тургенев. Родина. Кино", посвященный 190-летию со дня рождения великого русского писателя.
"Странная жизнь" фильмов
НА ПРОТЯЖЕНИИ пяти дней строгое жюри оценивало киноработы разных лет, среди которых и экранизации произведений писателей-орловцев, и документальные ленты, посвященные жизни и творчеству Владимира Маяковского, Сергея Есенина, Максимилиана Волошина, Бориса Пастернака, Иосифа Бродcкого, Александра Солженицына.
"Фильмы живут весьма странной жизнью, - делится своими ощущениями историк и киновед Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ. - А кино - это такое же великое искусство, как литература, живопись, архитектура. И подобно тому, как великая литература прошлого живет и помогает жить нашим современникам, художественные фильмы, созданные за вековую историю кинематографа, предстают перед современными зрителями в своей первозданности. Показанные в кинозале на кинопленке, эти картины обязательно явят всем присутствующим великую магию кино, которая существует только когда картины демонстрируются в кинотеатре. Иногда время высвечивает в кино нечто совершенно новое, ранее непонятое и непознанное. Просто, наверное, нечто меняется в нас самих и в восприятии окружающей действительности, что заставляет по-другому взглянуть на мир. А все фестивали - это некая игра".
"Счет внутри себя"
ВПОЛНЕ естественно, что подобное мероприятие не обошлось без именитых актеров, в числе которых прибыла в Орел и заслуженная артистка России Елена САНАЕВА. На творческую встречу с ней собрались все самые верные поклонники актрисы. Елена Всеволодовна каждого одарила улыбкой и во время интервью рассказала корреспонденту еженедельника "АиФ в Орле" о себе: трудностях и радостях совместной жизни с Роланом Анатольевичем Быковым, о том, как сложно быть мамой, своих планах на будущее, занятиях сегодняшних и, конечно же, о значении фестиваля "Тургенев. Родина. Кино".
- Елена Всеволодовна, что для вас значит многогранный талант Ивана Сергеевича Тургенева и фестиваль, организованный в год его 190-летия?
- Вы понимаете, наше современное телевидение и модные писатели - все это нередко чрезвычайно губительно. Мы стали забывать великий и могучий русский язык, используя в своей речи всевозможные сокращения и иностранные слова. А ведь мышцы души дрябнут... И когда ты их не подпитываешь хорошей, проверенной годами литературой, фильмами и так далее, постепенно происходит деградация личности. Поэтому проведение подобных фестивалей, посвященных творческому наследию ключевых фигур русской литературы - весьма важное событие в жизни каждого из нас. Ведь именно здесь мы можем духовно подпитаться и эстетически насытиться.
- За вашими плечами богатейший кинематографический опыт. А что вы думаете о сегодняшних актерах и актрисах?
- Артистов сейчас так много, что голова идет кругом. Но при этом крайне мало тех, кто интересен вне своей профессии. Мне посчастливилось прожить более 20 лет с величайшим человеком - Роланом Анатольевичем Быковым, который заключал в себе целую вселенную. И теперь, когда его не стало, я занимаюсь тем, что расшифровываю его дневниковые записи, которые могут помочь многим молодым и талантливым людям. Я уже сняла несколько документальных фильмов о жизни и творчестве Ролана Анатольевича, некоторые из них уже были показаны по телевидению.
- Елена Всеволодовна, безусловно, как актриса вы самореализовались, а как мать?
- Вы знаете, ведь мы, так сказать, получили нашего Пашу (сына Елены Санае-
вой. - Прим. авт.), когда ему было 11 лет, так как я всюду моталась за Роланом Анатольевичем, а он все это время оставался с бабушкой. Так вот, когда Паша переехал к нам, то сложилась весьма сложная и неоднозначная ситуация. С одной стороны - Ролан Анатольевич, который привык к тому, что я всегда рядом и всегда на расстоянии полувытянутой руки, с другой - я с комплексом матери, которая недодала тепла, ласки и внимания своему ребенку. Хотя Паша, надо вам сказать, был очень деликатным мальчиком. И в те минуты, когда он приходил из школы, а Ролан Анатольевич был на работе, я всецело погружалась в мир моего сына. Но как только приходил супруг, Пашенька молча шел в свою комнату клеить самолетики, читать и рисовать. И все-таки для меня не было большего счастья, чем минуты общения с каждым из них и разговоров на кухне под большим абажуром.
Что же касается моих чувств, то я всегда ощущала свою своеобразную ущербность... Во-первых, Паша рос без отца, с бабушкой и дедушкой. А во-вторых, практически без матери. Но мне удалось все исправить. И сейчас я очень дорожу нашими отношениями с Пашей. Он любящий сын.
- А если бы была возможность переиграть прожитую жизнь, начать все с чистого листа, вы воспользовались бы ею?
- Жизнь не дарит такого права выбора. Не знаю.... Я ведь могла родиться и в другой семье. Но жизнь в любом случае гораздо шире, нежели профессия. Для меня состояться в профессии - это не количество денег и не узнаваемость. Это некие критерии, к которым ты постоянно стремишься и пытаешься им соответствовать, ведя своеобразный счет внутри себя.
P. S. В минувшее воскресенье на торжественном закрытии кинофестиваля "Тургенев. Родина. Кино" были подведены итоги и объявлены имена победителей и призеров. Приз за лучший художественный фильм достался режиссеру Роману Балаяну за талантливое воплощение прозы И. Тургенева и Н. Лескова на экране.Приз за лучшую режиссерскую работу в художественном фильме - режиссерам Анатолию Бобровскому и Евгению Тетерину за талантливое прочтение рассказа И.С. Тургенева "Муму".