Примерное время чтения: 5 минут
63

КаДЕТСТВО в неземных условиях

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38 20/09/2006

Когда-то в Тамбове было суворовское училище. В начале 50-х годов прошлого века здесь преподавал гвардии майор Илья Шатров - знаменитый дирижер, композитор, автор бессмертного вальса "На сопках Маньчжурии".

И хотя Тамбовского суворовского училища уже почти полвека не существует, ребята, которые, еще не закончив школу, знакомятся с особенностями военной жизни, у нас по-прежнему есть.

Кто покоряет "пятый океан"

То, что слова "наряд" и "тумбочка" могут иметь далеко не те значения, к которым мы привыкли, воспитанники школы-интерната с первоначальной летной подготовкой им. М. Расковой узнают с первых же дней учебы. Впрочем, приспособиться к тому, что класс называется взводом, а параллель - ротой, трудно только на первый взгляд. Намного сложнее изменить уклад жизни, тем более что ребята приезжают сюда учиться со всей области. Мальчишки (а в школу, несмотря на то что она носит имя женщины - Героя Советского Союза Марины Расковой, принимают только юношей) учатся здесь всего два года, приходя после 9-го класса. Но за это время успевают повзрослеть больше, чем сверстники. Здесь нет пап и мам, зато есть самостоятельность, требовательные отцы-командиры, утренняя зарядка и многое другое, о чем друзья-товарищи "на гражданке", быть может, только слышали.

Принцип "не можешь - научим" усваивается здесь довольно быстро. И даже если раньше о подворотничках и о том, как их пришивать, никто не имел понятия, учиться приходится не мешкая. Так же как и мыть полы, чистить картошку и заправлять постель так, чтобы она выглядела на все пять баллов.

Но, конечно, главным отличием этой школы от обычной становится летная практика. Получить возможность взяться за штурвал настоящего самолета, когда тебе всего 16 лет, и самому "порулить" - от такой перспективы заранее перехватывает дыхание. Кстати, как сказал корреспонденту "АиФ-Тамбов" заместитель директора школы-интерната по летной подготовке Сергей ГУРИН, сам выпускник летного училища, именно желание и стремление стать летчиком учитывается при отборе ребят в летную группу. Впрочем, одного желания здесь мало. Покорять "пятый океан", как еще называют небо, позволяют только тем, кто не имеет замечаний по дисциплине и хорошо учится. Видимо, в небе достаточно одного хвоста - у самолета, другие "хвосты" могут только помешать. И, конечно же, в самолете нет места хоть малость нездоровым ребятам. Врачебно-летная комиссия (ВЛК), которую ребята проходят в действующем военном госпитале в Борисоглебске Воронежской области, становится для некоторых самым важным экзаменом. Но переэкзаменовок здесь не бывает.

В этом году из полусотни кандидатов ВЛК прошли только 28 человек. Остальным пришлось вместо летной практики проходить инженерно-техническую - здоровье подвело. У каждого второго проблемы со зрением, часть ребят не прошли комиссию из-за слабого вестибулярного аппарата, отвечающего за устойчивость к укачиванию, и банального искривления позвоночника...

Весомый довод

Летая практика - безусловно, особая страница в жизни воспитанников школы-интерната с первоначальной летной подготовкой. И у каждого она заполнена по-своему. Этим летом на аэродроме в Горелом воспитанники летной группы в среднем налетали по три с лишним часа. Но кто-то после первого же вылета понял, что это и в самом деле его призвание. А кто-то, почувствовав перегрузки, определился, что лучше испытывать себя в чем-то другом. И это положительный опыт, ведь намного хуже, когда заключение "профнепригодность" молодой человек получает только в военном училище, затратив на подготовку намного больше средств и усилий.

И, конечно, богата летная практика курьезами. Чего стоит хотя бы случай с одним из воспитанников, которому суровые врачи не разрешили прыгнуть с парашютом из-за недостатка массы тела (парашют в этом случае может просто не раскрыться). После того как и усиленное питание не принесло желаемых плодов, он решил пойти на хитрость... Плакать или смеяться - никак не могли решить отцы-командиры, обнаружив его чуть позже, в слезах высыпающим песок из карманов одежды. Еще один воспитанник во время полета с инструктором почувствовал тошноту во время "штопора" и на полном серьезе попросил: "Остановите самолет, я выйду". Кстати, сами воспитанники говорят, что во время первого полета, как и во время первого прыжка с парашютом, практически ничего не успеваешь запомнить - все силы уходят на то, чтобы сосредоточиться. Как рассказал Сергей Викторович, в это время даже на самый простой вопрос, например, о том, как зовут бабушку, большинство не могут найти ответ.

Не раз приходилось слышать мнение, что надевать военную форму в 15 лет слишком рано. Впрочем, большинство ребят, которые приходят в школу-интернат с первоначальной летной подготовкой, придерживаются другого мнения. И этот выбор достоин уважения.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах