Примерное время чтения: 4 минуты
62

Дети или деньги?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12 18/03/2009

В рамках национального проекта "Образование" на новую, отраслевую систему оплаты труда перешла и Белгородская область. Теперь в Белгороде заработная плата учителей составляет в среднем 16 тысяч рублей - но чтобы ее получить, учителям нужно проявлять свои педагогические навыки и творческое воображение.

Недовольство "сверху" и "снизу"

Теперь на каждое образовательное учреждение выделяется определенный фонд оплаты, который зависит от наполняемости школы и от ее специфики: математические школы, допустим, имеют больший фонд оплаты, чем обычные. Директор школы, ставший при новой системе "директором-менеджером", сам определяет, кому из сотрудников начислять надбавки. "В результате у некоторых директоров школ в Белгороде заработная плата стала больше, чем у руководителя департамента, - говорит Марина Н., учитель английского языка одной из белгородских школ, - что, само собой, вызывает недовольство "сверху". Получается, что начисление надбавок зависит от того, насколько совестлив директор".

В то же время растет и недовольство "снизу", поскольку между учителями начал четко определяться водораздел: кому важнее дети, а кому - деньги. Причина, по словам Марины Павловны, в том, что учителям, чтобы получать достойный заработок, просто некогда заниматься учениками. Надбавки и премии идут за количество подготовленных победителей олимпиад, за участие в ннтернет-проектах и конкурсах - за все это учитель получает баллы, и, чтобы подтвердить их, он должен собрать и предоставить портфолио с дипломами, газетными публикациями, инновационными проектами и т. д. "Если их нет - нет и надбавок, в результате те, кто учит детей, даже и очень качественно, имеют заработок по 8-10 тысяч, не больше, - поясняет учитель. - Тем же, кто занимается бумагомарательством, нет времена даже нормально готовиться к урокам, зато баллы сыпятся на них как из рога изобилия".

За надбавками проследят

"С сентября 2008 года мы ввели новую систему оплаты труда, и первое, что было сделано, - это механизм общественного контроля за распределением стимулирующей части фонда оплаты труда, - сообщил "АиФ-Белгород" первый заместитель начальника управления образования департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области Игорь ШАПОВАЛОВ. - В каждом образовательном учреждении области был создан Управляющий совет, в который входят родители - около 50%, ученики - около 20%, и 30% - учителя и администрация школы".

По словам Игоря Васильевича, Управляющий совет обладает большими полномочиями, чем Попечительский, он ежегодно заслушивает отчет директора и администрации школы об основных направлениях деятельности учреждения, но главное - Управляющий совет является тем органом, который дает "зеленый свет" на согласование стимулирующих выплат учителям и другому персоналу. И только после этого директор издает приказ по школе, устанавливающий выплаты на полгода - с сентября по декабрь и с января по август включительно.

"Качество обучения складывается именно из отдельных результатов - конечно, у всех детей разные способности, и задача новой системы оплаты труда - не только поддержать одаренных, но найти подход к каждому ребенку, - говорит Игорь Шаповалов. - То есть сегодня мы пытаемся работать не на среднего ученика, как это было ранее, а на каждого индивидуально. Потому, если учитель готовит призеров олимпиад, почему ему нельзя за это хорошо платить? А что касается "умажной работы, то ведь на уровне устных договоренностей выплаты недопустимы, каждый результат должен быть зафиксирован и документально подтвержден".

В целом в департаменте образования области уверены: новая система оплаты труда дает позитивные результаты. Это подтверждают и результаты ЕГЭ: если вначале эксперимента на двойку по русскому языку его сдавали 12-15% учеников, то сегодня - всего 4,5%. Раньше по области было в среднем 5-10 победителей олимпиад всероссийского уровня - в 2008 году призерами стали 42 человека.

В сельских школах зарплаты снизились

Еще одну проблему новая система оплаты труда принесла сельским учителям. В редакцию АиФ-Белгород прислали коллективное письмо учителя Красненского района, у которых зарплата уменьшилась на 10-20%.

"Это касается не стимулирующей, а базовой части заработной платы, которая распределяется в зависимости от численности учеников в школах, - поясняет Игорь Шаповалов. - Чем больше школа, тем больше в ней учеников, имеется углубленное коррекционное обучение - тем выше базовая часть. В Красненском районе наименьшая средняя наполняемость детей в школах - потому и общий фонд для этого района меньше. Сегодня мы на треть дотируем малокомплектные сельские школы, так что учителя там получают ровно столько, сколько у них имеется нагрузки".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах