Идёт четвертая неделя Великого поста — Крестопоклонная. Что главное в пост, и что он даёт человеку — об этом мы сегодня беседуем с клириком Свято-Владимирского храма в пос. Разумное Белгородского района о. Михаилом Артёменко.
Перемена сердца
— Батюшка, в чём особенности Крестопоклонной недели?
— Крестопоклонная неделя — это середина святой Четыредесятницы, когда на богослужении на середину храма выносится Крест и читается молитва «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко». Она читается только дважды в год — на праздник Крестовоздвижения 27 сентября и на Крестопоклонной неделе. Крест всегда есть в каждом храме, и каждый из нас носит знамение креста на теле. Но именно в эту неделю молитвы посвящены распятому Христу — мы вспоминаем, как страдал Господь, и это даёт нам силы и возможность для несения дальнейших трудов и той аскезы, которую в меру сил каждый на себя наложил в течение первых трёх недель поста. И весь пост готовит нас к Светлому празднику Пасхи Христовой.
Силы у человека истощаются — и моральные, и духовные, и физические. И при виде Креста, Христа распятого, мы понимаем, что и Ему было тяжело, что путь христианина — это путь Христов, что каждый их нас несёт свой крест.
— Отказ от мясной и молочной пищи в пост — это главное?
— Вопрос тут скорее не в пище, а в том, чтобы после еды хотелось молиться. Пост — это ведь не смена кулинарии, к которой, к сожалению, его сводят очень многие, забывая при этом о добродетелях.
В последнее воскресенье перед началом Великого поста — в Неделю о Страшном Суде — в храме читают о том, что Господь разделит всех на праведников и грешников, и праведными будут названы те, кто заботились о ближних. Заметьте, речь не идёт о посте и молитвах — Господь нам указывает: займитесь добрыми делами! Помойте к Пасхе окна бабушке, которая сама не может этого сделать, помогите многодетной семье, малоимущим, детям-инвалидам, посетите сирот — но при этом не забывайте и о том, что есть ещё собственные страсти.
Если говорить языком психологии, каждый из нас имеет какую-то зависимость — Церковь называет это страстями. Кто-то зависим от сигареты, кто-то — от матерной брани, от интернет-пространства, от компьютерных игр, от алкоголя или наркотиков — перечень очень велик.
Шекспир словами Гамлета сказал очень красиво: «Я повернул свои глаза зрачками в душу», — вот именно в пост мы имеем эту возможность увидеть самих себя настоящими. Если мы помолились и потом идём и ругаемся с ближними — мы молились зря. В пост мы должны научиться больше любить и Бога, и ближних — в этом смысл и суть поста. Это время, когда можно понять, что быть недовольным надо прежде всего самим собой. И мы должны в себе разбираться, и для этого нам в помощь — и великопостные чтения, и покаянный канон святого Андрея Критского, который читали в церкви первые четыре дня первой недели поста, и на пятой неделе будут повторять это чтение.
— И прежде всего тут может помочь исповедь?
— Исповедь и Причастие Святых Христовых Таин — ведь это Таинства, а не просто перечисление фактов, совершённых за определённый промежуток времени. Исповедь должна стать сменой жизни, сменой мышления, мировоззрения, переменой состояния сердца. То есть раньше я поступал так, а теперь я так не сделаю, потому что стал думать и чувствовать по-другому. И это очень важно.
Пост в семье
— Батюшка, вы ведёте большую работу с семьями — расскажите, в чём она заключается?
— У меня есть психологическое образование, которое мне очень помогает общаться с людьми в критических жизненных ситуациях. Я состою в комиссии по разводам при ЗАГСе, вижу разводящиеся пары и пытаюсь уговорить людей сохранить семьи, если это возможно. У нас при Свято-Владимирском храме есть Центр поддержки семьи во имя святых Петра и Февронии Муромских. Преподаю старшеклассникам, подросткам, читаю лекции по программе, которая называется «Подготовка к браку и семейной жизни», она преподаётся уже шестой год, в течение года курс из восьми лекций прослушивают примерно 1,5 тысячи школьников.
— Порой в пост начинается разлад в семье — кто-то хочет поститься, а кто-то нет. Как тут быть?
— Самая лучшая миссия — это миссия любви. Есть замечательный пример, который приводил один из московских священников, когда в браке жена — православная христианка, а муж — неверующий, и он поначалу был не очень доволен, что она по воскресеньям ходит на службы. И когда высказал ей своё недовольство, она ответила ему: «Знаешь, дорогой, меня в храме учат тебя любить и быть тебе верной». И он, видя то, что она, возвращаясь домой из храма, была более нежна к нему, более добра и ласкова, сам стал туда её отправлять. Так что самый лучший способ привести человека к Богу — это показать ему веру своим примером, своей любовью. Пусть жена готовит мужу всё, что он хочет, а сама постится, и так смиряется. Ведь в корне слова «смирение» — слово «мир». Пост в семье может быть только по обоюдному согласию — принуждать ни в коем случае нельзя.
— А как поститься детям?
— Дети могут кушать то, что помогает им расти — но в пост ребёнок может отказаться от мультиков, от сладостей, от каких-то развлечений. Но опять же это должно быть желание самого ребёнка. Мы как-то забываем о том, что Православная Церковь, как мать, никого не принуждает, но всех призывает. И если вы объясните ребёнку смысл поста, если он сам захочет поститься — прекрасно!
— А как быть с подростками? Ведь у многих, даже выросших в церковных семьях, сейчас идёт отторжение от Церкви.
— У ребёнка происходит встреча с Богом дважды. Первый опыт — это опыт нашей наивной детской веры, которая творит чудеса. Но очень важно понять, что в большинстве случаев эта вера — отражение веры родителей. Потом, лет в 13-14, происходит личная встреча с Богом — и она уже другая. Это может быть и внутренний контакт, и внутренний протест. И тут вопрос к родителям: почему их ребёнок не увидел в них опыт и пример для подражания? Значит, что-то ему не объяснили, что-то он увидел не то, чего ждал — у подростков ведь очень острое зрение.
Тут как с любовью к родителям детей и подростков — она тоже разная. Для ребёнка родители всегда самые лучшие на свете, но, подрастая, он начинает видеть их такими, какие они есть на самом деле, начинает их критиковать. Но он их всё равно любит. И вот что важно: никогда не учите подростка тому, чего не делаете сами. Если поститесь — объясните ему, для чего. Если предлагаете подростку на время поста отказаться от интернета — и сами не берите в руки гаджет. Пост — это работа над собой, и если она идёт — подросток будет это видеть. И тогда он обязательно, рано или поздно, придёт в Церковь.
Пост вообще удивительное время, когда люди, например, выключают телевизор. Не потому что телевизор — плохо, нет, телевизор — это простая железка, как нож, которым можно и хлеб отрезать, и человека убить. Но выключив его, люди начинают общаться, интересоваться жизнью своих детей и родителей, ходить в гости, узнавать проблемы своих ближних и помогать им.
Терпение и понимание
— А если в пост, например, день рождения у родителей или друзей, которые не веруют? Идти и ничего не есть — обидятся, не пойти — тоже обидятся?
— Знаете, любовь ведь превыше поста, но и такой случай — не индульгенция на то, чтобы пойти и наесться-напиться до отвала. Наши родители любят нас, и если мама знает, что вы поститесь, она сделает так, чтобы не вводить и вас, и себя в искушение. Мы все настолько эгоистичны, что поверьте — никто к вам в тарелку заглядывать не будет. Можно съесть картошки и овощного салата, поздравить своих близких и никого не обидеть.
Бог — свидетель абсолютно всей нашей жизни, Бог всё видит, как и почему мы поступаем, и обмануть Его невозможно, как и собственную совесть. Самое главное — чтобы пост, который мы соблюдает, не стал причиной ссоры или раздора между близкими. Должны быть мир и согласие, любовь и жертва.
— Но это ведь очень большой труд?
— Колоссальный труд, прежде всего над самим собой! И по сравнению с ним простой отказ от скоромной пищи — это упражнение для детского сада. Любой диетолог вам скажет, что сменить мясо на бобы полезно. Но если ты в пост не стал больше молиться, не стал себе в чём-то отказывать, а самое главное — если ты в пост не научился жалеть окружающих, видеть их нужду, творить добрые дела — тогда в посте нет смысла.
Но это не значит, что пост закончится — и всё, мы снова живём для себя. Нет, просто то доброе, что мы делаем в течение года, в пост мы должны делать вдвойне.