В этом году на выставке было представлено 600 работ 165 мастеров и живописцев. Большинство из них - самоучки, удостоившиеся звания «Народный мастер Белгородской области», учреждённого в 2008 году. Одной из первых в области эту награду получила мастер-живописец Ольга КВАШНИНА из Алексеевки.
Секреты мастерства
На сегодняшний день Ольга Николаевна - единственный мастер в Белгородской области, который владеет техникой жостовской росписи на подносах. В основе самобытного искусства жостовских мастеров лежат декоративные композиции из садово-полевых цветов, реже - фруктов. Широкой кистью художник набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Наряду с традиционным чёрным фоном создаются красные, синие, зелёные и даже белые. Край подноса украшают лёгким, ажурным растительным орнаментом.
Ольга Николаевна, - преподаватель черчения и рисования с почти 40-летним стажем. Она рассказала, как однажды увидела в Москве жостовский поднос, купила и долго с ним не расставалась - разглядывала, восхищалась росписью. Она множество раз пыталась сделать копию, но ничего не получалось, не было блеска, яркости, которые присущи таким изделиям. Довольно долго по крупицам художница собирала информацию об этой технологии в библиотечных книгах 50-х годов, постепенно набиралась опыта.
- Работа выполняется по-сырому, масляными красками на предварительно грунтованной нержавейке. Один мазок - один лепесток цветка, - объясняет Ольга Квашнина. - В Жостово мастера сперва делают подмалёвки, затем сушат, и лишь после этого начинают прорисовывать. У меня другая техника: я рисую сразу, как на холсте, потом покрываю лаком. Рисунок у меня идёт из головы, без эскизов и предварительных набросков.
Русская роспись ценится за границей
Конечно, поначалу трудно было добиться чистоты и объёмности изображения. По словам Ольги Николаевны, на работу с большим подносом у неё уходит около трёх часов. Для жостовской техники это фантастическая скорость. Чтобы перенять опыт у профессиональных мастеров, самоучка из Алексеевки поехала в Жостово. Но, узнав об изобретённом ею блиц-методе, они убедили её ни в коем случае не переучиваться, ведь такой способ значительно экономит время, а результат получается ничуть не хуже. Её работы лишены классической жостовской симметрии, они более живые, естественные, объёмные, в них живёт душа.
- Очень мало людей берутся за это ремесло, - говорит художница. - Этим нужно жить. Те, кто смотрит, как я работаю, говорят, что моя кисточка в божьих руках. Это правда, я не такой уж талантливый человек, но кто-то мной руководит свыше, - объяснить это невозможно. Тем, у кого в душе нет тяги к красоте, лучше за это дело и не браться. Я проводила мастер-классы, пыталась научить людей тому, что знаю, но мало кто из этого что-то вынес. Жаль, что старые народные мастера уходят, а новые не появляются. Хотя спрос на жостовскую роспись всегда был и сейчас есть. Это техника уникальная, она существует только в России, за рубежом очень ценится. Мои работы покупают и увозят во Францию, в Италию, в Германию. Жостовские мастера рассказывали, что расписывают не только подносы, но и всё, что угодно, на заказ: холодильники и даже автомобили.
Ольга Квашнина имеет огромное количество всевозможных грамот и дипломов за участие в районных и областных конкурсах, выставках, всероссийских фестивалях, а также за активную учебно-творческую деятельность в области возрождения, сохранения и развития художественного народного искусства Белгородчины.