Примерное время чтения: 6 минут
223

"В каждой игрушке частичка души"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40 05/10/2011

Испокон веков Русская земля славилась своими мастерами - одарёнными людьми, творившими яркое, самобытное искусство. Виктор Маркин из села Троицкое - один из них.

Уже несколько лет он занимается тем, что возрождает и сохраняет старинное ремесло - изготовление глиняной романовской игрушки. Когда-то она была знаменита на весь мир, но потом про неё незаслуженно забыли. Виктор Васильевич собирается вернуть романовской игрушке былую славу. "АиФ-Липецк" побывал у мастера в гостях и выяснил некоторые секреты древнего ремесла.

Первые уроки

Увлёкся он этим делом больше двадцати лет назад, причём совершенно случайно.

- Как-то я работал в огороде и наткнулся на обломок керамической посуды, стал дальше копать и нашёл кусочек глиняной игрушки. Мне стало интересно, откуда они здесь взялись, - рассказывает Виктор Васильевич. -

Поспрашивал старожилов, они-то и рассказали, что испокон веков в этом месте были богатые залежи глины. Местные мастера изготавливали из неё не только посуду, но и игрушки, которые так и назывались романовскими - по названию города Романово Липецкого уезда. Золу из печей они часто высыпали на огород как удобрение. А вместе с ней в землю попадали и разбитые фигурки.

Так Виктор Маркин всерьёз заинтересовался древним ремеслом. Только не знал, с чего начать. Виктор Васильевич работал художником-оформителем на заводе. Писал неплохие картины, но лепкой не занимался. Пробовал однажды что-то вылепить, но получилось плохо.

- А тут мне отец и говорит: "Что ты голову ломаешь! Вон Ванька-горшечник знаешь, какие игрушки делает! Сходи к нему", - продолжает Виктор Васильевич. -

Так я и познакомился со своим будущим учителем, потомственным гончаром Иваном Фёдоровичем Гункиным.

Чудеса превращения

Виктор Васильевич оказался способным учеником. Однако на то, чтобы в совершенстве освоить древнее ремесло, ему понадобилось несколько лет.

- Это на первый взгляд кажется, всё просто, на самом деле, в романовской игрушке существуют свои правила и каноны, - говорит мастер. - Малейший отступ - и всё. Это уже будет не романовская игрушка, а китч. А им и так рынок переполнен.

Романовская игрушка делается из особого сорта глины - чёрной, которая считается самой прочной. Сначала она отмачивается несколько суток в воде, и уже потом из неё можно что-то лепить.

- Скатываем из глины шарик, потом сплющиваем его в "оладушек", который затем сворачиваем в большой "пельмень". А из него уже вылепливаем всё остальное, -

объясняет Виктор Маркин и тут же демонстрирует это на конкретном примере.

Опускает руку в чан с густой чёрной массой и отрывает от неё небольшой кусок. Едва уловимое движение рук - и вот передо мной не комок "грязи", а Сирин - птица счастья. Далее мастер помещает её в печь, разогретую до 800 градусов, и через несколько минут чёрный Сирин становится... белым. Осталось его покрасить - и игрушка готова. За более чем двадцатилетнюю практику Виктор Васильевич слепил больше десяти тысяч различных игрушек. И каждая из них по-своему уникальна, в каждой - частичка души.

Образ со смыслом

В романовской игрушке существует более сорока образов, самые распространённые -

царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками "инея", утки с целым ожерельем утят и такие сложные композиции, как барыни-"романушки", танцующие медведи, всадники-"казаки". Интересно, что по традиции животных мастера изображали в профиль, а людей - анфас. Причём каждая деталь или цвет в романовской игрушке что-нибудь да означают.

- К примеру, одна из романовских игрушек - барыня. Кокошник у неё на голове символизирует звёзды, бусы - дождь, зелёный цвет в одежде -

землю, красный - силу. Сама фигурка похожа на славянскую языческую богиню плодородия Макошь, - говорит Виктор Маркин. - Фигурка барана -

символ плодородия, синий олень считается покровителем семейных уз.

Главная отличительная особенность романовской игрушки -

наличие отверстия для свистка. Ничего замысловатого, на первый взгляд, сыграть на таком инструменте нельзя, но находились умельцы, которые могли и на обыкновенной свистульке исполнить целую симфонию. Вот и у Виктора Васильевича получается очень даже неплохо. Кстати, по древним поверьям, у доброго человека игрушка обязательно должна засвистеть. Также бытует мнение, что свист отпугивает злых духов.

Второе рождение

За несколько лет Виктор Маркин достиг в лепке определённого уровня, и после смерти Гункина вдруг оказалось, что других настоящих мастеров "романовской" игрушки и нет. Тогда липчанин решил возродить древнее ремесло и организовал при местной школе кружок романовской игрушки. За двадцать с лишним лет он обучил этому искусству полтысячи ребятишек. Четверо из них стали народными мастерами России, все они - девушки.

- Самое большое достижение в моей работе - мои ученики, - с гордостью говорит Виктор Васильевич.

А недавно сбылась ещё одна мечта мастера - в Троицком открылся Дом романовской игрушки. Виктор Васильевич работает в нём главным специалистом - учит детей старинному ремеслу. Здесь же в будущем появится и музей романовской игрушки, где все желающие могут поближе познакомиться с древним ремеслом. А пока работы мастера можно встретить на многих российских и международных выставках. Они хранятся в музеях России и за рубежом - во Франции, Израиле, Италии, Польше и даже Китае. Виктор Васильевич искренне верит, что когда-нибудь романовская игрушка снова станет знаменитой на весь мир.


Досье

Виктор Маркин родился в 1949 году в деревне Хорошевка Липецкого района. В 1973 году окончил Московский народный университет искусств, в 1986 - ЛГПУ по специальности "Учитель истории".

25 лет работал учителем в Троицкой школе. В 1998 году Виктор Маркин получил звание народного мастера России.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах