Песня «Ой, мороз, мороз…» всегда считалась народной. Редко какое застолье и сегодня обходится без коллективного исполнения этого хита. Но мало кто знает, что у «народной» песни есть автор. Им, кстати, является наша землячка Мария УВАРОВА, в девичестве Морозова. «АиФ-Липецк» пригласили Марию Павловну в редакцию и выяснили, как создавался шлягер.
Начало пути
Последние сорок лет автор самого знаменитого народного хита Мария Морозова-Уварова живёт не в шикарном загородном особняке, а в маленькой квартирке типовой пятиэтажки на окраине Липецка.
- А родилась я в селе Нижний Кисляй Воронежской области, - начала свою историю Мария Павловна. - Родители были из простых крестьян. Работали в поле, держали скотину. Но жили мы всегда очень скромно.
В семье было четверо детей. Мария - самая старшая и, как оказалось, самая одарённая. С детства у неё был очень красивый голос. Это отмечали и родные, и учителя в школе. Однажды её пригласили участвовать в праздничном концерте. Ради такого дела, вспоминает Мария Павловна, мама сшила ей нарядный сарафанчик из марли. Так состоялся её дебют на сцене. С тех пор без Маруси не обходился практически ни один школьный концерт. А ещё она пела сразу в трёх коллективах и везде была солисткой. При этом Маруся успевала хорошо учиться в школе. Но все её мысли были о музыке. Она мечтала поступить в консерваторию. И наверняка, это бы произошло, если бы в планы не вмешалась война.
- Тут уже было не до песен, - вспоминает Мария Павловна. - Каждый день в село приходили похоронки, а меня отправили копать окопы. С утра до позднего вечера не расставалась с лопатой и однажды сильно простудилась. Всю зиму бабушка с мамой меня лечили, и только в начале 1943 года я пошла на поправку.
Тогда же Марусю пригласили в Воронежский хор, где в то время работала известная исполнительница русских народных песен и частушек Мария Мордасова. Правда, поехать она смогла не сразу - сначала помешали сильные морозы, потом - весенняя распутица. И только в конце мая Мария приняла приглашение.
Рождение песни
Спустя десять лет в Воронежском хоре Мария встретит свою вторую половинку и напишет песню, которую полюбит вся страна.
- В начале 50-х к нам на прослушивание пришла девушка. Она стала исполнять какую-то незнакомую песню, да так невразумительно, что никто не мог разобрать слова, - рассказывает Мария Павловна. - Понятно было лишь, что в песне поётся что-то про мороз. Руководитель хора не выдержал и оборвал её: «Что ты там бурчишь себе под нос? Пой другую». В конце концов, девушку в хор приняли, а мне поручили с ней заниматься. Тогда же я расспросила её про песню. Но, оказалось, она помнит только первые слова куплета: «Ой, мороз, мороз, не морозь меня. Не морозь меня, моего коня, моего коня длинногривого», а дальше не знает, сказала лишь, что там было что-то про разбойника. Мелодию она тоже не помнила.
На всякий случай Мария записала слова на клочке бумаги. Положила в ящик стола и забыла. Вспомнила о них лишь спустя два года, когда стала подыскивать песню для дуэта с мужем. Тут-то ей на глаза и попался тот самый листок. Мария ещё раз перечитала слова и на их основе решила написать песню. Тем более до этого она уже не раз сочиняла песни и частушки.
- Начало я оставила, чуть-чуть его изменив: «длинногривого» исправила на «белогривого», а дальше сама дописала недостающие куплеты, - продолжает Мария Павловна. - Потом за одну ночь придумала мелодию. Так родилась песня. Супругу она понравилась. Правда, исполнить её на публике мы не решились.
Премьера песни состоялась в семейном кругу - на встрече Нового 1955 года.
- Когда мы пропели песню, в комнате вдруг повисла тишина, - вспоминает Мария Уварова. - У меня в груди всё похолодело. Что же, спрашиваю у родных, не понравилась? А они мне - очень понравилась, спойте ещё.
Звёздный час
В январе 1955 года Мария решилась показать песню руководителю хора. Тому она понравилась, и он предложил написать для неё оркестровку. Правда, дело затянулось на долгих два года. Но однажды пробил и её час. В конце 1956 года, когда оркестровка была готова, Александр и Мария Уваровы впервые спели песню под аккомпанемент оркестра.
А вскоре её услышала вся страна.
- Мы поехали с хором в Москву - записывать наши песни на пластинку, - рассказывает Мария Павловна. - «Мороз» мы пропели всего один раз, и то - в неполном составе, а звукорежиссёр сказал: песня записана.
Через несколько дней она прозвучала по радио. Популярность к песне пришла мгновенно. Каждый раз, когда супруги выходили на сцену, зал начинал скандировать. А сколько раз зрители просили исполнить «Мороз» на бис. Это был ошеломляющий успех. Правда, тогда в Центральном доме звукозаписи у молодых воронежских артистов даже не спросили, кто автор стихов и музыки, и записали песню как народную.
- А теперь попробуй докажи обратное, - вздыхает Мария Павловна. Она уже несколько раз пыталась сделать это в суде. Нашлись и свидетели. Так, нынешний директор Воронежского хора подтвердил: из поколения в поколение в хоре передают историю создания знаменитой песни. Все знают, «Ой, мороз, мороз» сочинила Мария Морозова. Но оспорить авторство у народа оказалось не просто. Несмотря на доказательства, суд в иске Марии Павловне отказал.
- С этой песней много всего связано - и плохого, и хорошего. Мы узнали, что такое любовь зрителя и что такое козни завистников. Но без этой песни я не представляю своей жизни. Она - часть меня. Я хочу восстановить справедливость, - сказала напоследок Мария Уварова, автор самого популярного народного шлягера.