За свои 90 лет он многое повидал. Вышел победителем из Великой Отечественной, выучился на врача, заработал имя, дослужился до высокого поста. Вопреки нынешним представлениям о чиновничестве, он не просиживал штаны в дорогом кресле, а сражался. За пациентов, за сотрудников, за больницы, за воронежское здравоохранение… Наверное, так бороться за свои идеи в мирное время могут только те, кто прошёл жёсткую жизненную школу.
Несколько дней назад мы отметили День медика, на пороге 22 июня - день нападения гитлеровских войск на нашу страну. Обе даты памятны и значимы для Александра ТИШИНА, ветерана Великой Отечественной войны, бывшего руководителя воронежского облздрава.
Война за выживание
17 ноября 1941 года батарея лейтенанта Тишина сражалась у деревни Большие Салы Ростовской области. Тогда, несмотря на превосходство немцев, нашим удалось отбить 11 танков и две машины с пехотой. Когда орудийный расчёт третьего орудия был выведен из строя, 19-летний командир батареи Тишин сам стал наводчиком. Он стрелял по танкам противника, а комиссар батареи подносил ему снаряды. Солдаты удержали позицию и не пропустили вражеские танки в тыл. За свой подвиг Александр Тишин получил высшую награду - орден Ленина.
- Сейчас многие спрашивают, как можно было выдержать все тяготы и невзгоды, - говорит Александр Емельянович. - Это эмоциональный заряд. Ведь вопрос стоял: быть или не быть? Нас не надо было агитировать.
… В первые годы войны не хватало ни артиллерии, ни снарядов. Была установка, что самое главное - уничтожение танков. Александр Емельянович рассказывает, что создавались даже подразделения собак-истребителей: дворнягам на спину крепили взрывчатку и взрыватель, кормили их исключительно под работающим трактором или танком. У животных создавался условный рефлекс на гудящий мотор. Перед боем собакам три дня не давали есть. Когда показывался вражеский танк, животные мчались к нему. Такой бой всегда заканчивался в пользу собаки, хотя и ценой её жизни. Ведь у танка внизу брони нет - он разлетался вдребезги.
Многое прошёл Тишин во время войны: бои, ранения и даже плен…А после победы, уже имея за плечами предвоенный год учёбы в тбилисском артиллерийском училище, отправился поступать в Воронежский медицинский институт.
Война за становление
- Почему я решил идти в медицину? - ветеран замолкает на мгновенье. - Потому что надоело убивать. Война - это особая мораль, тяжелейшие переживания. Захотелось чего-то доброго, светлого, захотелось воевать за жизнь.
Александр Тишин выбрал специализацию «нервные болезни». Тогда на факультете работали профессора с мировым именем, а он, конечно, хотел учиться у лучших. Окончил вуз с отличием и уехал по распределению в Смоленск, где шесть лет проработал заведующим отделением психиатрической больницы. А в 1960 году вернулся в Воронежскую область - его назначили главврачом психоневрологической больницы в Орловке.
Больница находилась в плачевном состоянии: ни газа, ни водоснабжения, ни канализации… Чего уж говорить об оборудовании и специалистах. Но за несколько лет главврачу удалось переделать больницу до неузнаваемости: появились газ, вода, пищеблок. Он просто не принимал ответа «нет». Он искал выходы, обращался к разным людям, умел договариваться. Решив материальные проблемы, Александр Тишин взялся за кадры. Врачей катастрофически не хватало: как только у них подрастали дети, все отправлялись в Воронеж. Решение пришло само: нужно построить школу, чтобы люди не уезжали из села. Собрал денег, подготовил документы, организовал строительство… Дальше - больше: при школе появилось медучилище. Утром в здании занимались школьники, а после обеда - студенты. Вопрос со специалистами был решён.
Своих врачей Тишин никогда не подводил: знал, что кадры - самое ценное, и для них нужно создавать соответствующие условия.
- Ни разу ни одного врача он не дал в обиду! - с гордостью говорит Мария БОЛОТОВА, бывшая коллега Александра Емельяновича. - Всегда вступался, даже перед райисполкомом. Говорил: «Это мои кадры, мне с ними хорошо, не трогайте их!». Он пользовался безусловным авторитетом.
Активная деятельность в Орловке сыграла немаловажную роль в дальнейшей судьбе врача. В 1967 году Александр Тишин возглавил воронежский облздрав.
Именно Александр Тишин взялся за систему воронежского здравоохранения, о которой теперь так много говорят, и которую в 90-е «благополучно» развалили.
- Так или иначе, человек рождён для лучшего, - говорит Александр Емельянович. - И каждый старается сделать всё возможное и от него зависящее. У меня и моих коллег, многие из которых прошли войну, был фронтовой опыт, вечная привычка рисковать, никогда не ожидать стопроцентной гарантии. Когда речь зашла о создании специализированной помощи, оказалось, что для неё нужны больницы. А значит, надо их строить, иначе все разговоры останутся только разговорами. Чтобы привлечь специалистов и обеспечить помощь, требуется создать базу.
И он создал. Нашёл союзников, средства, решения. Именно Тишину мы обязаны появлением областной клинической больницы, противотуберкулёзного диспансера, психиатрической больницы в Тенистом, поликлиник №3 и №7, восьмой многокорпусной больницы на Машмете, БСМП № 1, районных больниц в Боброве, Павловске, Грибановке, Таловой, Новой Усмани. Даже производственная больница «Электроника» и поликлиника авиазавода появились не без его участия.
Война за сохранение
До 1980 года трудился Александр Тишин на посту руководителя. А потом ушёл на пенсию. Но не успокоился.
- Когда вышел на пенсию, меня все врачи звали к себе в медучреждения методистом - бумажки подшивать, - вспоминает Александр Емельянович. - А я говорю: «Никаких бумажек, я без больных не могу!».
До 70 лет он работал психиатром в областной больнице, лечил людей. И только потом отправился на заслуженный отдых. Говорит, что сегодня молодым специалистам не хватает… нет, не образования и даже не денег:
- Главное - это всё-таки условия труда. Сейчас направляют врача в село, а там даже больницы нет, не то что оборудования! Только фельдшерский пункт. Врачу нужны условия, чтобы он мог использовать свои интеллектуальные возможности, тогда никто из села уезжать не будет. А так… Вот дают ему миллион, а что толку? Сидит он на этом миллионе, а ни больных, ни больницы... Ему и работать там неинтересно.
С грустью смотрит Александр Тишин на то, как сегодня «модернизируют» систему здравоохранения. К сожалению, война за сохранение этой системы проходит без его участия…