Без шума и пыли
До сих пор на трассе действовал только один платный участок - в Липецкой области, с 414-го по 464-й километр. Проехать по нему стоит 55 рублей днём и 50 ночью для легковых автомобилей и, соответственно, 220 и 200 рублей - для фур. Только за первый день эксплуатации участка, открытого в декабре 2010 года, с водителей было собрано более миллиона рублей.
Новый участок с немецким покрытием, связавший 48-й и 71-й километры трассы, был торжественно открыт 15 мая в присутствии министра транспорта Игоря Левитина. После четырёх лет реконструкции трасса стала шестиполосной. Здесь есть освещение и специальные защитные экраны, ограждающие от шума соседствующие с автострадой посёлки.
На участке расположены 18 пунктов экстренного вызова помощи и информационные табло, на которых будет высвечиваться разнообразная полезная информация.
Пока автолюбители могут испытывать скоростную дорогу бесплатно. Пункты взимания оплаты работают в тестовом режиме: водители будут их проезжать, не раскошеливаясь. После того, как систему отработают, придётся выбирать один из способов оплаты: наличными, банковскими картами, специальными смарт-картами, которые надо самостоятельно прикладывать к считывающему устройству или так называемыми транспондерами, установленными на лобовое стекло автомобиля - деньги будут сниматься автоматически при проезде через пропускной пункт.
Согласно законодательству, параллельно платным участкам должны пролегать бесплатные дороги. В случае нового участка - это Старокаширское шоссе.
По рублю за кило
Между тем, уже на четвёртый квартал этого года по трассе Дон намечено открытие ещё четырёх платных участков. С водителей будут брать деньги за использование объездов Яркино (25 километров) и Ельца (56 километров) в Липецкой области и Богородицка и Ефремова (вместе - 83 километра) в Тульской.
Так во сколько же выльется путешествие из Воронежа до Москвы? Как сообщили в «Росавтодоре», плата за проезд по новым участкам будет браться в соответствии с установленным правительством тарифом. Сегодня для легковых автомобилей в дневное время он составляет от рубля до полутора за километр. Несложно посчитать, что тем, кто хочет с комфортом добираться до столицы, придётся отдать минимум 249 рублей.
Оптом или в розницу?
Между тем, опыт пока единственного платного участка, действующего на М-4, показывает, что возражения автолюбителей может вызывать не только размер оплаты, но и механизм её взимания. Так, летом прошлого года контрольно-пропускной пункт в районе села Конь-Колодезь стал местом пикета водителей. Недовольство участников акции протеста было связано с тем, что каждый, кто заезжает на участок, вынужден платить за всю его длину. Между тем, следуя из Воронежа в Липецк или обратно, водители проезжают по платной дороге только 16 километров.
Автолюбители просили применить более гибкий механизм взимания денег и ссылались на европейский опыт установки терминалов на выезде из каждого населённого пункта и оплаты фактически пройденного пути. Может быть, скоро это станет возможным. В пресс-службе «Росавтодора» пояснили, что компания-оператор участка должна со временем внедрить технологии, которые сделают оплату проезда по трассе покилометровой. Вот только когда конкретно - пока неизвестно.
Определённые проблемы могут создать скоростные участки и для жителей расположенных поблизости населённых пунктов. Дело в том, что из-за требований безопасности иногда приходится убирать примыкания к трассе: в соответствии с нормами они не могут располагаться чаще, чем через три километра друг от друга, а развязки должны быть обязательно на разных уровнях. Так, из-за строительства скоростного участка в Подмосковье, выезда на трассу на 62-м километре были лишены жители посёлков Барыбино и Кузьминское. Съезд не был оборудован переходно-скоростными полосами и не соответствовал требованиям.
«Выезд на эту трассу автомобилей не по полосе разгона - прямой путь к авариям со страшными последствиями», - считают дорожники. И, к сожалению, это так. Теперь жителям посёлков придётся добраться по путепроводу, расположенному над трассой, до Каширского шоссе, проехать по нему и съехать на 52-м километре на М-4.
Словом, удовольствие пользоваться трассой европейского уровня оказывается весьма дорогим. А дорожные налоги, которые платит каждый автолюбитель, в нашей стране почему-то в зачёт не берутся.