Воронеж, 17 декабря – АиФ-Черноземье
Кризисное отделение появилось на базе областного центра социальной помощи семье и детям «Буревестник». Здесь женщины проживают временно. Все они разные: «маленькая мама» – девчонка лет 14-15, у которой скоро появится свой малыш, женщина, оставшаяся одна с тремя детьми, воспитанница детского дома - ей вообще некуда податься, интеллигентная дама – потенциальная самоубийца. Вместе с тем они очень похожи – у всех у них горе.
Как объясняют работники центра, таким женщинам прежде всего необходимо ощущение безопасности, возможность собраться с мыслями, накопить сил, принять решение относительно своей судьбы и судьбы своего ребёнка, порой – просто пережить трудные времена. Собственно, это и даёт отделение.
Милые бранятся – щепки летят
Анна (имена изменены по этическим соображениям. - Ред.) покинула отделение недавно. А несколько месяцев назад её вместе с детьми муж после очередного избиения просто выставил на улицу. Благо, подруга из другого города нашла в Интернете информацию о «Буревестнике». На несколько месяцев кризисный центр стал для Анны кровом. Здесь ей помогли решить некоторые юридические вопросы, оформить детские пособия. Муж в итоге пришёл мириться сам. Анна долго принимала решение, но всё же вернулась домой: дети отца обожают, самой ей идти некуда…
– Такие ситуации не редки, – комментирует Татьяна Березовская, заведующая отделением. – Пойти на развод готова не каждая: дети, трудности с деньгами, жилплощадью, страх остаться одной. Но я думаю, что напрасно уповать на то, что мужчина, поднявший на тебя руку, изменится. Конечно, принимать решение должна сама женщина. Если она захочет жить с мужем-тираном, мы постараемся помочь ей избавиться от насильственной модели отношений. Нельзя жить «на грани». Ведь эти женщины, чтобы не быть в очередной раз избитыми, постоянно испытывают чувство страха: боятся что-то не так сказать, допустить промахи в бытовых мелочах. В те же условия поставлены и дети.
Специалист признаётся: за короткий срок работы в центр уже поступают отчаянные обращения о домашнем насилии. Недавно, например, в кризисное отделение позвонила пожилая женщина. Попросила помочь: её дочь до полусмерти избивает муж, она уже доведена до такого состояния, что сама не может обратиться к специалистам.
– Некоторым говорить об этом больно, – считает Татьяна Владимировна, – некоторым – страшно или стыдно, некоторым удобнее делать вид, что ничего не происходит. Но говорить об этом придётся.
Хотя домашнее насилие уже во многих случаях считают нормой. В доказательство сотрудница кризисного отделения приводит статистику: 50% мужчин считают избиение жён нормальным явлением. Очень странную позицию занимают в этом вопросе правоохранительные органы. Часто участковые даже не составляют протоколов – мол, «дела семейные», милые бранятся – только тешатся. Специалисты кризисного отделения собираются провести большую работу по взаимодействию с правоохранительными структурами. «А для клиенток, – говорит Березовская, – обязательно сделаем памятку, где расскажем, как правильно обращаться к правоохранителям. Ведь наши подопечные иногда и фамилии участкового не спросят».
Богатые тоже плачут
Большинство подопечных кризисного центра – женщины с невысоким достатком. Но бывают и другие случаи. Алёна не была стеснена в деньгах, правда, с мужем уже давно не было лада. Сложности начались, когда появились дети. Сначала – один, через год – второй ребёнок. Женщина просто замоталась, от детей не могла отойти ни на шаг. А муж ругал за неубранную квартиру, неопрятный вид жены, за её неумение вести домашнее хозяйство. В итоге - ссора и уход мужа. В кризисный центр Алёна пришла в полном отчаянии…
– Чем в этом случае мы смогли помочь? – рассказывает Татьяна Березовская. – Научили правильно распределять своё время, вплоть до того, что рассказали, когда малышей нужно укладывать спать. Объяснили: пока это единственное «твоё» время. Ты можешь посвятить его своим делам: постирать, убрать, в конце концов, почитать книжку или сделать маникюр. Но вообще-то в этой ситуации Алёне нужна была поддержка семьи. После рождения малыша у неё началась глубокая послеродовая депрессия, не успела она оправиться и восстановиться – как сразу вторые роды.
И этот случай – когда женщину заедает быт, и она не знает, как тут справиться, – тоже не единичный в практике отделения.
Отцы и дети
Оле исполнилось только 16, но скоро она станет мамой. Сама девушка из многодетной семьи, родители отдали её в интернат – финансовые проблемы и извечный квартирный вопрос. Когда они узнали о беременности дочери, то осыпали её упрёками: «Квартира и так переполнена!», «Где взять денег на новорождённого?», «Как прокормить вас двоих?». В общем, скандалы и ссоры. В результате Оля оказалась в кризисном центре.
Здесь специалисты настроили её на ответственные роды и материнство. Говорили, что ребёнка нужно рожать здорового, курить нельзя, спать надо побольше. Хорошо, что у девочки всё благополучно, её приютила бабушка.
А вот у Инны история другая, но с той же темой – «отцы и дети». У неё, напротив, забирают ребёнка. Мать Инны хочет лишить дочь родительских прав. Конечно, у Инны тяжёлая психологическая ситуация, она не раз задумывалась о самоубийстве, ещё с детства у неё осталась глубокая психологическая травма – она до сих пор помнит, как мама называла её, тогда маленькую девочку, непечатными словами. Но своего ребёнка Инна очень любит, да и «на грани» она оказалась из-за того, что у ребёнка пошатнулось здоровье. Как разрешится эта ситуация дальше?
В любом случае – выбор всегда остаётся за «участниками событий», и ни за кем более. Галина Калашникова, руководитель областного центра социальной помощи семье и детям «Буревестник», подчёркивает, что в отделении поддержки женщин не решат всех проблем на 100%. Здесь пострадавшая сможет получить моральную и незначительную материальную помощь (питание, детские одежду и обувь). Но самое главное – поговорить со специалистами, в том числе с теми, кто разделит её горе и даст совет. И в душевном общении, возможно, женщина поймёт, что её ситуация – ещё не пропасть, и увидит какие-то новые решения.