Воронеж, 17 декабря – АиФ-Черноземье
В редакцию «АиФ-Черноземье» обратилась Ольга Михеева и рассказала, что на её сотовый телефон пришло SMS. Казалось – крик души. Отправитель просил стать донором для умирающего ребёнка или помочь найти донора. Умолял перезвонить.
– Я подумала: случись что с моей племянницей, я бы тоже на уши подняла полгорода, – говорит Ольга. – А у меня как раз та группа крови, которая была указана в SMS.
И девушка набрала номер, но не дозвонилась, попробовала ещё раз – тщетно. Обман раскрылся примерно через час. Попытавшись позвонить клиенту, Ольга обнаружила, что на счету – ни копейки! Хотя её работодатель совсем недавно внёс приличную сумму – около тысячи рублей.
По рублю с миллиона
Понятно, что девушка (кстати, опытный пользователь гаджетов и сети) стала жертвой мошенников. Всё, что ей нужно было сделать, – просто удалить SMS. Почему?
Мы попросили объяснить Виктора Давиденко, создателя интернет-приложений, программиста и активиста донорского движения.
– Мошеннические схемы просты, – рассказал Виктор, – вначале открывается ИП по оказанию различного рода услуг по сотовой связи. Например, рассылка прогноза погоды, анекдотов, гадание. Стоимость услуги, скажем, 200 рублей в день. Далее создается SMS-рассылка с абстрактной информацией о необходимости помочь ребёнку с определённой группой крови. Причём специально указывается только телефон. Когда сердобольный человек звонит – с его счёта «уходят» деньги, либо автоматически его номер подписывается на данную услугу. Ему начинают приходить дурацкие сообщения: анекдоты, тосты, а за это снимаются деньги.
Подобная схема действенна и в сети – на сомнительных сайтах или группах по поиску доноров, а также в рассылках по электронной почте. В этом случае вас также попросят перезвонить или пройти по указанной ссылке, отправить SMS, чтобы получить код доступа. Развитие событий примерно одинаково. Развязка почти всегда одна и та же: со счёта пользователя снимают деньги.
– Правда, сейчас мошенники уже редко снимают большие суммы, – говорит Виктор. – И в этом их неуязвимость: они наживаются на количестве обманутых. В Воронеже, например, сними с каждого номера по рублю – уже доход неплохой, а пользователь наверняка и не заметит.
Не кровите душой!
«Срочно нужна донорская кровь, ребёнок умирает»! Часто, получив подобные SMS, человек действует, что называется, «на эмоциях». А если включить рассудок и задуматься: всегда ли есть смысл в «поиске» по Интернету или рассылкам? Вот что говорит Алексей Бахметьев, главный врач Службы крови:
– Так называемый адресный поиск доноров по Интернету, через SMS имеет чаще всего мошеннический характер. У нас люди добрые. И этим великолепно пользуются обманщики, дискредитируя тем самым идею донорства. Судите сами: кровь – это опасный продукт. Через неё реципиента можно «наградить» различными инфекциями и тяжелейшими заболеваниями. Потому поступившая на станцию переливания кровь тщательно обследуется, но пострадавшему кровь нужна сейчас же!
Так, оказывается, плазма находится на карантине шесть месяцев после сдачи, эритроцитарная масса - меньше, но её исследования – тоже не сиюминутная процедура.
– К тому же в подобных ситуациях не исключены товарно-денежные отношения между людьми, – убеждён специалист. – В случае с донорством, я считаю, – такое вообще недопустимо. Но отследить этого никто не сможет.
Алексей Васильевич привёл ещё один весомый довод, который сразу ставит под сомнение даже самую правдоподобную и жалостливую информацию о поиске доноров «умирающим». Оказывается, потребность лечебных учреждений Воронежской области в донорской крови удовлетворяется на все 100%. Вместе с инициативными студентами, участниками мотодвижения, РПЦ, различными предприятиями создано довольно мощное донорское движение, которое, однако, нужно постоянно пополнять. Речь идёт не о разовой сдаче крови в едином эмоциональном порыве, а о постоянном плановом донорстве, о людях, которые несколько раз в год приходят на станцию переливания.
Кстати, потребность медицинских учреждений в крови и её компонентах – относительно постоянная величина. Для Воронежской области она составляет 30-50 тонн в год.
Форс-мажорные обстоятельства
В отдельных ситуациях, действительно, возникает необходимость поиска доноров. Например, человека нужно оперировать, может понадобиться кровь. Тогда врачи просят пациента найти пять доноров. Такие меры нужны для восполнения запасов крови, чтобы своеобразная «подушка безопасности» не истощилась.
– Это так называемое родственное донорство – вынужденная мера, – комментирует Алексей Васильевич. – Но мы уходим от этой практики и, надеюсь, скоро откажемся от неё вовсе.
Кстати, статистические данные подтверждают сказанное. Если шесть лет назад родственное донорствоиспользовалось во всех учреждениях области, то сегодня оно актуально только для трёх больниц. По подсчётам сотрудников Службы крови, области достаточно «обзавестись» ещё восемью тысячами постоянных доноров, и необходимости кого-то искать не будет как таковой. Так что воронежцам вообще стоит задуматься об обоснованности паники и скорби о нехватке крови.
Конечно, бывают из ряда вон выходящие случаи: крупные аварии, стихийные бедствия, техногенные катастрофы. Но, как рассказали в Службе крови, когда появляется много нуждающихся, мобилизуются участники донорского движения, идут обращения в СМИ, проводятся масштабные акции.
Согласитесь, сам собой напрашивается вопрос: если всё так хорошо, зачем говорить о развитии донорства и к чему-то призывать людей?
– Донорское движение требует постоянной поддержки, это живой организм, которому всё время нужно питание, – поясняет Алексей Бахметьев. – Каждый человек должен знать, что, помогая другим, он помогает сам себе. А вот «посредническая деятельность», когда на разных сайтах ищут людей, которым нужны доноры, часто носят мошеннический криминальный характер. В случае необходимости надо обращаться в Службу крови, а не к непонятным посредникам.
И ещё. Если вы стали жертвой обмана, не стесняйтесь обращаться в полицию. Самое страшное для мошенников – это гласность. А самое лучшее для каждого – информированность.