Примерное время чтения: 7 минут
641

Что изменится в поликлиниках? О дежурных врачах и мобильных бригадах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ-Черноземье 01/03/2017
Фото Алексея Гусева / АиФ

Ругать поликлиники с их вечными очередями и невозможностью быстро записаться к нужному врачу давно стало делом привычным. Действительно, для людей, работающих пять дней в неделю, бесплатная медпомощь часто становится непозволительной роскошью.

И вот, выслушав жалобы пациентов и изучив опыт других регионов, главврачи четырёх воронежских поликлиник решили: надо что-то менять. Целый год они работали в пилотном режиме, и многое получилось.

История проблемы

Неудобства, с которыми часто приходится сталкиваться пациентам, хорошо известны и региональному департаменту здравоохранения. Причём там признают, что прежние внедрённые новации особого успеха не принесли: очереди в регистратуру лишь переместились к кабинетам врачей. Население города растёт, и документальная, в том числе отчётная нагрузка на медработников увеличивается, времени же на приём пациентов остаётся всё меньше. К тому же из-за подушевого финансирования поликлиник - у одних 7 тыс. прикреплённого населения, у других - под 200 - небольшие медучреждения не смогли содержать узких специалистов и обеспечивать должную диагностическую базу, а крупные столкнулись с проблемами логистики и площадей. Всё это сказалось на доступности и качестве медицинской помощи.

И вот в мае прошлого года была создана рабочая группа из главврачей четырёх воронежских поликлиник и диагностического центра. Представители медучреждений посетили поликлиники Москвы и провели опрос населения, так называемый краудсорсинг. За несколько месяцев от воронежцев в департамент здравоохранения поступило более 2 тыс. предложений. Оказалось, что больше всего пациентов не устраивает формат работы регистратуры, длинные очереди на приём к врачу, отсутствие в ряде детских поликлиник комнат матери и ребёнка, площадок для колясок, детских игровых комнат, многим было трудно ориентироваться в больших поликлиниках. Так что стало очевидным: нужно менять формат работы.

Врачей разгрузили

За счёт внутренних резервов, помощи спонсоров и оптимизации работы медперсонала в рамках проекта «Воронеж. Моя поликлиника» удалось достичь существенных результатов. Так, на первых этажах пилотных поликлиник установили плазменные панели с навигацией и информацией для посетителей -пациентам стало легче найти нужный кабинет. Кроме того, полностью отказались от журналов самозаписи - на приём к врачу призывают записываться либо через установленные в фойе поликлиники инфоматы, либо по Интернету - через портал «Госуслуги». Удобно и быстро, а главное - нет прежних очередей. Ну, а те, кто не освоил электронные механизмы, могут обратиться в ту же регистратуру - она теперь заработала по типу стола справок. Записаться к врачу можно и по телефону.

Раньше пациент носил свою амбулаторную карту по кабинетам, теперь открылось картохранилище. Перед врачебным приёмом карту приносит в кабинет медсестра - и карточки уже не теряются, как раньше. А ещё инициаторы проекта придумали, как высвободить время врача на плановый приём пациента и тем самым повысить качество медпомощи. Для этого внедрили несколько новшеств.

Во-первых, позволили медсёстрам действовать самостоятельно. Раньше они помогали врачу во время приёма - измеряли давление, температуру, выписывали рецепты и направления. Сейчас ту же рутинную работу они выполняют до приёма.

По две медсестры - на один медсестринский пост в поликлинике № 4. Каждый пост здесь обслуживает по 8-10 врачей. На сестринском посту могут помочь записаться на приём, в том числе к узким специалистам, получить направления на анализы или госпитализацию. Сами посты сформированы по участкам - адресам пациентов.

- За день-два мы звоним пациентам и спрашиваем, с какой целью они записались - может быть, в данный момент врач им не нужен, а нужно просто сдать анализы либо повторно выписать рецепт, - рассказывает Евгения ИЛЬИНА, медсестра. - Тогда приглашаем пациентов на наш пост в удобное для них время, а запись удаляем. И очереди меньше, и пациентам приятно, когда мы им звоним и беспокоимся об их здоровье.

А в поликлинике № 3 открыли специальный кабинет, где перед приёмом врача медсёстры измеряют давление, температуру, проверяют, все ли обязательные обследования пациент прошёл в этом году. Сразу же могут записать кардиограмму, проверить зрение и слух. И пациент отправляется к врачу максимально подготовленным.

Во-вторых, появились кабинеты неотложной помощи и дежурных врачей, которые принимают «срочных» больных без предварительной записи.

Что в планах?

Но всё это - не итоги, а всего лишь середина работы. Планов ещё много. В поликлинике № 4, например, уже сформировали выездные бригады для обслуживания пациентов на дому на машине, оснащённой системой ГЛОНАСС.

- Благодаря навигации местонахождение мобильной бригады отображается на экране. Если поступает очередной вызов поблизости, сразу передаём его им - так значительно экономится время, - говорит Елена ТОПЧИЙ, заведующая отделением № 3 4-й поликлиники. - В будущем планируем приобрести планшеты, на которые будем сбрасывать электронную карту пациента. Врач, пока едет на вызов, сможет ознакомиться с историей его болезни.

Данные о пациентах-хрониках, тяжелобольных и инвалидах будут передаваться участковому врачу-терапевту для динамического наблюдения. К работе «стационара на дому» хотят привлечь средний медперсонал, чтобы тоже разгрузить врача.

А ещё все пилотные поликлиники планируют на базе регистратуры создать колл-центры с многоканальными телефонами. Позвонив туда, можно будет получить не только всю справочную информацию, но и грамотную медицинскую консультацию. Новшество позволит сортировать вызовы - по срочности и необходимости, что внесёт ещё больший порядок.

Есть результаты

Сергей БРЕДИХИН, главврач поликлиники № 4:

- В 2015 году 80% наших пациентов критиковали работу регистратуры и жаловались на долгое ожидание приёма. За прошедший год удовлетворённость пациентов обслуживанием значительно повысилась.

Работа дежурного врача, например, существенно освободила время для врачей, ведущих амбулаторный приём, как и работа сёстринских постов - у нас их восемь. Предварительный обзвон записавшихся на приём позволил выявлять тех, кому не требуется непосредственной врачебной помощи. Таких оказалось аж 26%.

Благодаря стационарам на дому и патронажной службе почти на четверть сократились вызовы наших мобильных бригад. А систематизация и маршрутизация вызовов таких бригад позволила сократить время доезда врача к пациенту ещё на 30 минут. И что очень приятно - в четвёртом квартале прошлого года в районе обслуживания нашей поликлиники почти на 20% сократились вызовы скорой помощи.

Пока довольна

Татьяна ЗАХАРОВА, жительница Коминтерновского района Воронежа:

- Своё здоровье стараюсь поддерживать сама, обращаюсь в поликлинику редко. Сегодня вот пришла проходить диспансеризацию и заметила много нового. Появился, например, просторный отсек по гинекологии - стало гораздо удобнее. Сразу мне выдали талончик на маммографию - он очень редкий, не всегда добьёшься. К врачу теперь можно попасть без особых проблем - записаться можно через терминал либо вообще по Интернету.

Правда, иногда всё же приходится ожидать приёма. Да и подход к поликлинике не очень удобный, особенно для людей на костылях. А в целом, несмотря на то, что народу всегда много, лечиться можно. Последними новшествами я, например, очень довольна.

Так будет повсеместно

Александр ЩУКИН, руководитель регионального департамента здравоохранения:

- Прошлый 2016 год был очень сложным для здравоохранения - мы были сильно ограничены в финансировании. Но благодаря главврачам четырёх воронежских поликлиник нам удалось сделать многое. Спасибо, что они не опустили руки, работали на энтузиазме, и сейчас уже видно - мы на правильном пути.

Хотим начинать внедрение этих результатов повсеместно. Да, невозможно сделать везде всё одинаково, к тому же на это направление не выделяются средства, но результаты работы пилотных поликлиник уже можно распространять - где-то полностью, где-то частично. Как это будет происходить на деле, будем контролировать.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах