397

На что смотреть будем? Как сделать Воронеж привлекательным для туристов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ-Черноземье 13/04/2016

На днях чиновники отрапортовали о создании городского центра, который прямо–таки перевернёт мнение о Воронеже. «обеспечит повышение инвестиционной привлекательности, разовьёт его инфраструктуру, пополнит бюджет и увеличит рабочие места». А что мы имеем на деле?

За редким исключением

мнение
Михаил Глущенко, автор проекта для туристов «Нескучный день»: - Пока я не слышал чёткой концепции от чиновников - каких туристов они хотят принять, на кого нацелена их реклама? Это воронежцы или люди, приехавшие к нам из других регионов или ближнего зарубежья, иностранцы? Сейчас же приезжают гостить в наш город в основном жители соседних областей. И, думаю, нужно делать ставку как раз на них. А для этого неплохо было бы на уровне органов власти обмениваться информацией о мероприятиях и достопримечательностях. Тенденция к развитию туризма в регионе есть, но пока очень слабая. Я бы выделил около 100 интересных мест, а раскручено пока не более 15. О большом потенциале не знают даже коренные жители. Пока сами воронежцы не поймут и не полюбят свои достопримечательности, вряд ли к нам кто-нибудь поедет.
Как только не называют Воронеж – и колыбелью европейской цивилизации, и родиной военно–морского флота, и родиной ВДВ… Основание города связывают с Петром Первым, который в XVII веке решил создать здесь военно–морской флот для военных действий против Османской империи. Впоследствии центр Черноземья привлёк немало талантливых людей, оставивших свой след в истории города.

Взять, к примеру, архитектуру. Несмотря на то, что в Великую Отечественную войну город был разрушен на 95%, только на улице Сакко и Ванцетти сохранилось несколько исторических зданий. В их числе дом купца Кабаргина, в котором находилось городское полицейское управление, а после 1927 года – жилые квартиры, лавка купцов Филипповых, трёхэтажный дом–памятник, где в 1822–1853 годах располагалась губернская гимназия, каменный Введенский храм в стиле барокко с красивой колокольней, построенный в 1770–х годах, бывшая усадьба мещанина Перегудова…

Вот только загвоздка: никаких памятных обозначений на зданиях, как правило, нет – и туристам приходится только догадываться о возрасте этих объектов.

– Туризм в регионе развит на зачаточном уровне, – считает Сергей Наумов, председатель областного отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА». – Поступления от этого сектора экономики составляют всего 1% городского бюджета.

И правда: что посмотреть есть, но почему к нам не валят толпы туристов? Некоторые путешественники критикуют местные власти за то, что практически все исторические богатства находятся в удручающем состоянии. Так, недавно в Воронеж приезжала Анастасия Гарденина, праправнучка известного в XVIII веке воронежского купца первой гильдии, владельца суконной мануфактуры. Она посетила его усадьбу в переулке Фабричном и осталась в шоке от плачевного вида здания – а ведь это очень уважаемый в Воронеже культурно–исторический объект!

И хотя сейчас много говорится о том, что в последнее время памятники выявляются, ставятся на учёт и охрану, разрабатываются проекты их реконструкции и использования, но на деле продолжается тихое уничтожение истории. 

Меню путешественника

– В Воронеже не так уж много мест, куда можно сходить, – продолжает Сергей Наумов. – Например, в городе Ельце, районном центре Липецкой области, 30 музеев! Притом только один государственный. У нас же предприниматели не торопятся вкладываться в эту сферу. В Воронеже около 300 турфирм, и только шесть из них занимаются внутренним туризмом.

Так чем же привлечь туриста? На одном из заседаний по проблемам туротрасли все эксперты склонялись к тому, что нужно предложить для граждан какой–то продукт. А это не когда вы просто зовёте «у нас есть что посмотреть!», а делаете конкретное предложение, выдвигаете чёткие экскурсионные программы, называете фиксированные цены. К тому же можно увлечь туризмом человека, который приехал в Воронеж по делам. Но эта сфера у нас хромает.

– Круг гидов узок, они диктуют цены на свои услуги. Нередко текст экскурсии одинаков для любой группы, будь то школьники, бизнесмены или старички–иностранцы. Должен быть информационный сайт и карты, откуда бы туристы узнавали об экскурсиях и памятниках, – говорит Наумов.

По мнению Владимира Размустова, историка и экскурсовода, неразвитость инфраструктуры городских туристических маршрутов – тоже большой минус. Не приспособлен для приёма туристов даже исторический центр города – от Университетской до Адмиралтейской площади. Отсутствие пешеходных дорожек, киосков и светофора у «Адмиралтейки» не может не огорчать гостей.

Маршрут «В поисках литературных сокровищ», охвативший «литературные» городские памятники, недавно вошёл в федеральную программу развития туризма. Но вряд ли он станет приманкой для путешественников.

– Не конкурентоспособны мы и в литературе, – рассуждает Владимир Размустов. – Хорошо, что усадьбу Веневитинова отреставрировали, но Дмитрий Веневитинов известен малому кругу литераторов. Воронеж – не такой уж старый город, как Москва, Санкт–Петербург, Суздаль или Ярославль. В Великую Оте­чественную войну он был сильно разрушен, поэтому кто хочет посмотреть на военные памятники, поедут, скажем, в Волгоград. Наш город у простого россиянина не ассоциируется с Петром Первым. Прямых доказательств того, что Воронеж – родина военно–морского флота, нет. Но Воронеж может стать, например, фестивальным центром – с апреля до сентября здесь можно проводить мероприятия на отрытом воздухе, погода позволяет.

Результатов не заметили

кстати
В 2015 году, по данным турсервиса Travel.ru, Воронеж занял последнее место в рейтинге самых недорогих городов России для путешествий по стоимости проживания в гостинице. Туристы тратили на воронежские гостиницы в среднем 3 375 руб. в сутки. В среднем по России - 3 462 рубля. В Воронеже отдохнуть дороже, чем, скажем, в Нижнем Новгороде или Казани, но дешевле, чем в Москве или Санкт-Петербурге.
А вот по мнению Николая Сапелкина, известного воронежского краеведа, в городе всё готово для туристов: и развитая инфраструктура, и многочисленные гостиницы, рестораны, кафе. Воронеж должен заинтересовать хотя бы потому, что он – миллионный.

Но туристов нет! Воронеж не преуспел в имидже, так как местные власти системно не занимались маркетингом города. По данным департамента культуры Воронежской области, в прошлом году регион принял около 400 тыс. туристов, а может запросто принимать до 1,5 млн.

Жители СНГ, да и многие россияне о Воронеже знают разве что по советскому мультфильму о Котёнке с улицы Лизюкова. Но тот, кто впервые специально либо проездом бывали здесь, как правило, оставались довольны и городом, и его историей, и чудесным водохранилищем, и особой местной аурой. «Воронеж восхищает», – в один голос утверждают здешние экскурсоводы.

Ну, а разговоры о создании городского центра по развитию туризма ведутся давно. Так, в 2010 году была разработана и утверждена «Концепция развития внутреннего и въездного туризма Воронежской области до 2016 года», которая предполагала привлечение инвесторов к работе над повышением туристической привлекательности Воронежа, принималась ведомственная целевая программа «Развитие туризма и рекреации в Воронежской области на 2012–2013 годы». Однако особых результатов не заметно.

Краеведы, предприниматели, да и просто воронежцы надеются, что городской центр развития туризма всё–таки откроется и прославит Воронеж. Хорошо, если так и будет.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах