Примерное время чтения: 5 минут
291

Обладатель «Грэмми» Артуро О`Фарилл: «Имя Стравинского для меня священно»

Фаина Мания / АиФ

Пятикратный обладатель премии «Грэмми», великий американский пианист Артуро О`Фарилл выступил 5 ноября на сцене Воронежской филармонии в рамках международного фестиваля «Джазовая провинция». Перед концертом музыкант ответил на вопросы журналистов.

Благодаря своему отцу я научился рисковать и не писать безопасную музыку, а, наоборот, сложную, социальную, политическую, которая бы трогала людей.

Великая династия

- Артуро, ваши дети пошли по вашим музыкальным стопам, также как и вы в свое время. Ваши сыновья – уже третье поколение джазовой династии. Они сами приняли это решение?

Артуро О`Фарилл: Когда у моего отца Артуро «Чико» О`Фарилла брали интервью и спросили, хочет ли он, чтобы его дети стали джазовыми музыкантами, он ответил: «Нет, только не это». Когда же мои дети выросли, мне было все равно, станут они актерами, художниками. Главное, чтобы они делали что-то в сфере искусств. Ведь искусство – это самая главная вещь в жизни, которая делает нас человеческими существами, объединяет нас. И, наверное, не такой уж я и плохой отец, раз они выбрали музыку.

- Насколько комфортно вам выступать на одной сцене с сыновьями?

- Между нами есть связь – это годы любви и доверия, которых у других людей нет в музыке. В этом есть определенная свежесть, открытость, которая может быть даже пугающей. Мы смотрим на выступления, будто они продолжение нашего ужина, где мы будем хохотать и подвизгивать. И я не шучу, ведь музыкально у нас много визгов и воплей на сцене.

- Как вы бы охарактеризовали свою музыку?

- Это современная музыка. Благодаря своему отцу я научился рисковать и не писать безопасную музыку, а, наоборот, сложную, социальную, политическую, которая бы трогала людей. Мне всегда хотелось, чтобы люди чувствовали, что эта музыка имеет к ним отношение. Иначе джаз – это как отдельная чашка чая. Я этого не хотел. Можно пользоваться нотами, музыкой, как обоями, чтобы просто подтверждать свою идентичность. А можно писать музыку путем задавания сложных вопросов: «кто ты?», «что ты за личность?». Мне кажется, гораздо правильней жить, каждый день задавая себе эти вопросы.

- Джаз у многих ассоциируется, в первую очередь, с импровизацией. Имеет ли место импровизация в ваших выступлениях и в обычной жизни?

- Я получил образование в классической музыке. Меня учили, что когда ты играешь Равеля, ты играешь так, будто музыка льется из души. Импровизация – это и есть написание музыки без бумаги. А написание композиции – импровизация, закрепленная в нотах. И дух создания музыки – главный элемент в обоих случаях. Главное, стараться не звучать по чьему-то подобию, а быть собой. Что касается обычной жизни, то с той секунды, когда я просыпаюсь, и до того момента, когда засыпаю – все это импровизация.

- Насколько реально молодому музыканту приехать в Нью-Йорк и там продвинуться?

- Я не думаю, что это, действительно, нужно. Можно стать великим музыкантом в любом месте. Нью-Йорк должен быть не конечной целью, а лабораторией, где можно найти все. У меня мечта, чтобы музыканты приезжали в Нью-Йорк, учились, показывали себя, а потом уезжали и распространяли эту культуру у себя на Родине.

«Работаю над альбомом о России»

- С вами выступает российский музыкант Борис Козлов. С чего началось ваше сотрудничество?

- Мы с Борисом познакомились около 30 лет назад. Вообще, у басистов и пианистов особенные отношения. Басист – это главный человек. И играть с Борисом – это полная свобода, радость и единение. Он один из самых естественных, прирожденных басистов на планете. Я считаю, что то, какой ты человек, проявляется и в музыке. И Борис такой же щедрый и открытый человек и в жизни.

- Артуро, а какие музыкальные традиции России вам близки?

- Имя Игоря Стравинского в моем доме произносили с рукой на сердце. Это имя было священным для нас. Дома у нас даже есть фотография с автографом Стравинского, которую мы считаем одной из главных ценностей, которая у нас есть. Мне кажется, что в развитии нашей жизни Игорь Стравинский – самый важный музыкант.

- Музыкант Магнус Мель признался, что прошлый визит в Россию его впечатлил так сильно, что он написал специальную композицию. А вас что-то удивило в нашей стране?

- Я уже работаю над альбомом, посвященном нашему путешествию по России. У меня уже есть пять композиций по итогу этой поездки. Одна из вещей называется «Канал Волга». Когда мы были в Сочи, то видели, как Волга впадает в море. И то, что все реки впадают в один большой водоем, произвело на меня очень сильное впечатление. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах