Вот уже на протяжении 15 лет на благодатной тамбовской земле возрождаются и развиваются славные традиции казачества. В Тамбове решение об образовании областного Cоюза казаков было принято на учредительном казачьем круге в октябре 1993 года. За это время казачество стало неотъемлемой частью истории Тамбовской области.
В 1997 году атаманом был избран Владимир ВЕКЛЕНКО, который и рассказал корреспонденту "АиФ -Тамбов" о великой силе казачества.
Заиграла казачья кровь
- Владимир Пантелеймонович, как появилось желание вступить в казачьи ряды?
- Вы знаете, сам я родом из Приднестровья, свою жизнь связал с военной деятельностью. В Тамбов попал по распределению, отслужил более 20 лет в Тамбовском летном училище. Спустя некоторое время узнал про союз казаков. На одном из мероприятий мне представилась возможность увидеть их. Вот тогда во мне и заиграла казачья кровь!
- Неслучайно, наверное, вас атаманом избрали. Что изменилось в союзе с вашим приходом?
- Во-первых, наша организация вошла в Государственный реестр. Во-вторых, за 15 лет из общественной структуры, объединяющей в себе разрозненные группы казаков, удалось создать сплоченную организацию, готовую нести государственную и иную службу.
- А что входит сегодня в обязанности казаков?
- Охрана общественного порядка, тамбовских храмов, коммунальных систем, охранная деятельность крупных объектов, в том числе систем водоснабжения Тамбовского МУП "Водоканал". В нашу обязанность также входит забота о подрастающем поколении и воспитание молодежи. К примеру, профессиональный лицей N 10 в поселке Георгиевский является центром тамбовского казачества. В рамках Казачьего образовательного центра в кадетский класс проводят набор парней и девушек. Они не только изучают специальные предметы - историю казачества, огневую, строевую, тактическую подготовку, но и боевые единоборства, правила управления лошадью, ведь она самый верный друг в бою, одним словом, в них воспитывают дух настоящего казака.
- А кто он, настоящий казак?
- Настоящий казак старается жить по казачьим законам. Он поддерживает лозунг: "За веру, царя, Отечество!". Если этот лозунг приурочить к сегодняшнему дню, то вера - это православие, царь - руководитель, а Отечество - Россия. Настоящий казак должен придерживаться определенных заповедей: любить государство и свою семью, воспитывать детей в православной вере, трудолюбии и любви к Родине, а также быть готовым к ее защите. Если обратиться к истории, мы увидим, что царь держал только казачью охрану. Он доверял казакам, поскольку они были ему верны, добросовестно и преданно относились к службе. Вот такими были настоящие казаки.
Духовная основа казака
- Владимир Пантелеймонович, а что является духовной основой казачества?
- Несомненно, это православная вера. Ведь это тот стержень, на котором и держится казачество. Каждый казак должен быть примерным христианином на службе, в семье и быту. У нас есть казачья церковь - храм Святого Лазаря Четверодневного. А это самое главное, ведь церковь объединяет духовное начало людей. Примечательно и то, что в поселке Георгиевский по инициативе атамана Е.П.Савельева началось строительство еще одной церкви. А это сегодня просто необходимо!
- А есть ли девиз, которого вы придерживаетесь?
- Конечно, есть такое древнее изречение: "Слава тебе, Господи, что мы - казаки". Оно сопровождает меня на протяжении всей жизни. Недавно мне попалась книга, где меня еще привлекла одна цитата: "Казаки як малые дети: дай богато - все съедят, дай мало - довольны будут". Так оно по сути и есть.
- Стараетесь ли вы соответствовать духу настоящего казака?
- Конечно. Дома у меня есть иконы, а также атрибуты казака - шашки, нагайки. Я стараюсь ходить в церковь как можно чаще, брать с собой жену и детей. Я считаю, должен быть внутренний казачий стержень, который поможет отличить настоящего казака от других людей.
- Раз уж мы заговорили об атрибутах казака, скажите, какие из них являются главными?
- Конечно же, нагайка как знак власти полноправного строевого казака и лампасы, которые приобрели значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету - к войску. Лампас является символом казачьей независимости и национальной обособленности. Но это все же внешняя атрибутика, главное, чтобы внутреннее содержание соответствовало духу казачества...