Примерное время чтения: 4 минуты
33

100 вредных веществ в рабочей зоне

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24 11/06/2008

В вопросе оценки условий труда работникам не стоит полагаться на хозяина и чиновников. Первый экономит на безопасности, а вторые выдают документы, не вникая в них.

Вот уже четвертый год работники прессового участка огнеупорного цеха Новолипецкого меткомбината через суд пытаются отстоять нарушенное работодателем право на полную информацию об условиях труда и на справедливую оплату. "АиФ-Липецк" писал об этом в N 51 за 2007 год. Одно из исковых требований - признание незаконной аттестации рабочих мест.

О канцерогене не знали 30 лет

"Случайно мы обнаружили, что постоянно на протяжении 30 лет работники нашего цеха взаимодействовали с веществом первого класса опасности, о чем работодатель нам не сообщил, - заявил суду один из 80 истцов прессовщик огнеупоров Вячеслав ПАВЛОВ. - Мы производили пекодоломитовые кирпичи, сидели на них в минуты отдыха и принимали пищу. В этом помещении работали слесари и токари и дышали этим же воздухом".

Пек образуется при термической переработке каменного угля в коксохимическом производстве. Он использовался как связующее вещество при изготовлении огнеупорных кирпичей и тарелочек для стрельбы. Некоторые дорожно-строительные организации используют каменноугольный пек при асфальтировании дорог вместе с другим отходом металлургического производства - шлаком. Летом асфальт нагревается, и вредные полиароматические углеводороды испаряются и разносятся ветром. Так что достается не только работникам, но и всем жителям города.

Канцерогенный компонент пека бенз(а)пирен поражает верхние дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, почки, легкие, кожу, слизистую глаз и систему кроветворения. Его предельно допустимая концентрация - 0,00015мг на кубический метр.

Пятеро работников цеха огнеупоров страдают раковыми заболеваниями: рак пищевода, рак легкого, рак молочной железы, онкологическое заболевание желудка и уремия.

После обращения работников в 2004 году Роспотребнадзор вынес предписание о необходимости контроля за содержанием возгонов пека по бенз(а)пирену, который является веществом 1 класса опасности.

Как подтвердила в судебном процессе главный эксперт Роспотребнадзора Наталья ПОЛЕТАЕВА, первое из известных ей предписаний о контроле за этим опасным веществом было выдано в 1989 году. Как водится, контролер выдал бумагу и забыл, а предприятие заплатило штраф и тоже забыло. Ведь рабочие не знают, что творится вокруг них. А контролер пришел через пять лет и написал еще одну бумагу. А вот методику измерений пека, по ее словам, не нашли. Но, как свидетельствуют документы, такие методики известны с 1991 года, как и лаборатории, проводящие исследования.

И только после бурного протеста работников в 2005 году было проведено первое исследование на бенз(а)пирен. Предприятие и контролирующие органы уверяют, что его содержание в воздухе не превышает допустимой нормы, и нет причинно-следственной связи между работой на прессовом участке и раковыми заболеваниями у рабочих.

Аттестация в законе?

Но в сентябре 2005-го прессовый участок был закрыт, а рабочие уволены. Ссылаясь на документы Научно-исследовательского института медицины труда, который является разработчиком нормативных документов, Павлов оспаривает в суде методику и результаты измерений опасного вещества. Как он считает, последний раз карты аттестации рабочих мест заполнялись в 1998 году, причем записи в них не соответствуют действительным условиям труда почти по всем показателям. Он доказывает, что представленные суду карты аттестации были сфальсифицированы в 2004 году. По его словам, опасный без(а)пирен надо измерять в возгонах пека, что не было сделано, смолодоломитовую пыль (канцероген) выдали за менее опасную доломитовую, замеры шума проведены при частично работающем оборудовании, микроклимат, тепловое изучение вообще не оценивается. И в аттестационных картах условия труда рабочих представлены как допустимые, тогда как они являются особо вредными и особо тяжелыми.

"В возгонах пека более 100 вредных веществ, - оппонировала эксперт Полетаева. - Если все контролировать, то цех надо останавливать, он будет работать только на лабораторные исследования! Если человек хочет сохранить здоровье, то он не должен соглашаться на работу в таких условиях".

А также она отметила, что вывод о классе условий труда делает управление труда и занятости. Как пояснил "АиФ-Липецк" заместитель начальника этого управления Виктор КИРЕЙ, своих лабораторий у них нет и создавать их не планируется. Они также верят работодателю на слово, ведь его лаборатории прошли аккредитацию.

Выходит, достоверность записей в карте аттестации - это забота только рабочих.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах