Примерное время чтения: 6 минут
111

"Усатый нянь"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39 28/09/2011

"Работа-то пустячковая: берёшь инструмент, открываешь крышку, сажаешь, закрываешь - и всё", - инструктировала Кешу Четвергова Арина Родионовна, прежде чем поручить ему под опеку 30 "бармалейчиков". Правда, узнав о том, что ему предстоит, Иннокентий Петрович попытался сбежать из детского сада.

А вот некиношный "усатый нянь" Иван Чернышов даже не думает о том, чтобы покинуть своих воспитанников. Ему такая работа очень даже нравится, и выбирал он себе профессию вполне осознанно. "АиФ-Липецк" встретился с единственным в Липецке "усатым нянем" и выяснил, каково это - быть мужчиной-воспитателем.

Из воспитанников - в воспитатели

- Иван Владимирович, почему вы решили стать воспитателем?

- Честно признаться, поступая в Борисоглебский педагогический институт, не думал, что буду воспитателем. Цель была получить высшее образование. Только курсе на третьем я определился с выбором будущей профессии. И за это я благодарен своим педагогам, которые своей умелой деятельностью подтолкнули меня к этому решению. А окончив аспирантуру ЛГПУ, я пошёл работать воспитателем в детский сад N104.

- И как вас там встретили?

- Сначала, конечно, отнеслись настороженно, всё-таки мужчина-воспитатель - явление редкое. И, возможно, если бы не заведующая Тамара Быкова, которая поверила в меня, за что ей огромное спасибо, я бы там не работал. А коллектив принял меня очень тепло, ведь некоторые воспитатели знали меня ещё с детства. Двадцать лет назад я сам ходил в этот садик. Первое время, когда было особенно тяжело, они помогали мне, давали советы.

- А как родители детей к вам отнеслись?

- Первое время они ко мне присматривались - наверное, боялись, что я окажусь каким-нибудь маньяком (смеётся - Ред.). Но уже месяца через два отношения между нами наладились и до сих пор остаются очень тёплыми. С некоторым мы и сейчас общаемся, хоть в этом детском садике я уже не работаю. Но главное, что дети меня приняли и полюбили.

36 "бармалейчиков"

- Какие были самые яркие впечатления?

- Наверное, когда я оказался в ясельной группе. Представьте себе десять плачущих малышей. И как их успокоить? Ребёнка постарше, если он скучает по маме, можно хоть как-то отвлечь, заговорить, рассмешить. А с ясельниками такая хитрость не пройдёт. Вот и приходилось на руках держать, укачивать. С детками постарше было, конечно, проще. Но всё равно организовать 36 детей, а именно столько было в моей группе, иногда представлялось определённой проблемой.

- А как же знания, полученные в вузе?

- Конечно, они помогали. Но иногда теория сильно расходилась с практикой. Нас учили, что в группах должно быть пятнадцать детей, обязательное присутствие второго воспитателя, нянечки. А на практике я оказался один на один с 36 "бармалейчиками". Иногда приходилось работать в две смены и без няни. Всё делал сам - детей погулять свожу, накормлю, спать уложу, посуду за ними перемою - а это почти сотня тарелок, кружек, ложек, а там не заметишь, как снова пора накрывать на стол.

- А что было самым сложным?

- Самым сложным было привлечь внимание детей. Приходилось применять разные педагогические приёмы, начиная от тихого голоса, который заставляет прислушаться, заканчивая приёмом "конфетка в котлетке". Но мало завоевать внимание, нужно было его удержать, а в это время быстренько сделать для детей что-то полезное.

О хлебе насущном

- Вам, наверное, не понаслышке знакомы проблемы дошкольного образования?

- К сожалению, проблем в дошкольном образовании много. Во-первых, острая нехватка детских садов, из-за этого группы переполнены, что, естественно, сказывается на образовательно-воспитательном процессе. Во-вторых, не хватает грамотно сформированных воспитательных программ. В-третьих, всё сильнее ощущается кадровый голод. Кто пойдёт работать воспитателем за такие копейки? Я получал чуть больше четырёх тысяч рублей. Этих денег мне хватало только на то, чтобы заплатить за квартиру. Конечно, это хорошо только в качестве подработки, но не основной работы.

- По этой причине вы ушли?

- Нет, ушёл я потому, что меня пригласили заместителем заведующего в детсад N134. В этой должности я работаю с 1 июня. Конечно, здесь специфика работы несколько другая. Сейчас я больше занимаюсь научно-методической деятельностью. Но, если что, всегда могу подменить заболевшего воспитателя. Опыт у меня в этом деле имеется (смеётся - Ред.)

- Тяжело было расставаться с детьми?

- Очень тяжело, расставался со слезами на глазах - всё-таки два года провели вместе. Но я их регулярно навещаю. Бывает, идёшь мимо садика, видишь -

наши гуляют, обязательно зайдёшь, посидишь с детьми, пообщаешься с родителями, воспитателями.

Человек-открытие

- Иван Владимирович, как вы считаете, есть ли у мужчины-воспитателя какие-то "козыри"?

- На мой взгляд, в профессии воспитателя нет гендерных различий - ведь взять ребенка на руки, покачать его, сказать доброе слово может как мужчина, так и женщина. Главное -любить детей, и они обязательно ответят вам тем же.

- А дети вас чему-то научили?

- Конечно, в первую очередь искренности. Они никогда не кривят душой, если бы взрослые порой вели себя так же, мир стал бы намного лучше. Ничего нет хуже лицемерия и фальши.

- Что в вашем понимании значит быть хорошим воспитателем?

- Хороший воспитатель - это человек, обладающий великой душой и очень любящий детей. Человек-открытие, который может показать детям всю многогранность нашего мира. Ну и сам он, я считаю, должен быть в душе ребёнком, иногда позволить себе и пошалить, при этом разумом оставаться взрослым. Нужно найти эту "золотую середину", и тогда всё получится.


Досье

Иван Чернышов родился 13 августа 1984 года в Липецке. В 2006 г. окончил Борисоглебский государственный педагогический институт и поступил в аспирантуру ЛГПУ. Кандидат педагогических наук. С 2009 по 2011 год работал воспитателем в детском саду N 104. Сейчас является заместителем руководителя детсада N 134.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах