Гастроли с протянутой рукой
Жители Белгородской области привыкли, что при входе почти в каждый храм стоят несколько человек и просят подаяние. Среди них есть старушки, есть мужчины и женщины помоложе, с признаками застарелого алкоголизма на лицах. После литургии прихожане подают весьма активно. Нищих-инвалидов можно встретить на центральном рынке. К ним давно привыкли, ведут они себя скромно и ненавязчиво.
Но в последнее время в Белгороде появились другие нищие. Инвалиды-колясочники едут по проезжей части, заглядывая в окна автомобилей, и даже стучат в стёкла. Безногие юноши, одетые в военную форму и береты десантников, сидят возле переходов, изображая пострадавших в горячих точках.
Журналист «АиФ-Белгород» стал свидетелем высокопрофессиональной деятельности заезжих попрошаек. Полная брюнетка вошла в автобус, остановилась возле передней двери и хорошо поставленным голосом в нескольких словах попросила помочь её сестре, которая больна церебральным параличом. «Ей нужно много денег на лечение», – жалостливо произнесла женщина. Моя рука непроизвольно потянулась к карману и извлекла оттуда мелочь. Ещё несколько человек вытащили деньги и передали нуждающейся. Через две остановки она вышла.
На вопрос, давно ли возникли на его маршруте попрошайки, водитель ответил, что они появились недели две назад.
– Они ещё на гармошке играют, пассажиров веселят, – усмехнулся шофёр. О том, платят ли они за проезд, я спрашивать не стал. И так понятно, что не платят. И ещё понятно, что в Белгород заехала бригада нищих. К счастью, на этот раз они без детей – года три назад по автобусам ходила живописная группа детей и подростков без взрослых, которые жалостными голосами пели сиротские песни.
Вернуть в социум
В пресс-службе УМВД России по Белгороду нам рассказали, что действующее законодательство не предусматривает наказание за попрошайничество – ни уголовное, ни административное. Однако в случае обращения граждан по факту приставания к ним нищих полицейские обязаны провести проверку и установить личность попрошайки. Если документы отсутствуют, а бывает и такое, оказывается помощь в их восстановлении. Кроме того, в случае необходимости оказывается содействие в получении социальной и медицинской помощи, если они в ней нуждаются.
В Белгороде есть и благотворительная организация, которая помогает бездомным – общество «Милосердие и забота».
– Мы работаем в Белгородской области с 1988 года как некоммерческая организация, – сообщил «АиФ-Белгород» её руководитель Владимир Выродов, – оказываем помощь жителям региона и людям, оказавшимся на её территории. Наше общество работает с вынужденными переселенцами, одинокими людьми, вернувшимися из мест лишения свободы, гражданами других государств, которые попали в Белгородскую область без документов, а также с людьми, страдающими тяжёлыми заболеваниями: туберкулёзом, сифилисом, ВИЧ. Мы работаем круглосуточно, без перерывов и выходных. Люди получают трёхразовое питание. Наш реабилитационный центр рассчитан на временное пребывание, но некоторые поступают в него периодически. Некоторых организация затем помещает в лечебные учреждения области, дома-интернаты, определяет на работу, добивается для них пенсии. Все пациенты поступают в реабилитационный центр при содействии органов власти, медицинских учреждений и силовых структур.