Тем не менее, до сих пор не утихает полемика относительно последствий этого шага. Противники ВТО говорят о неизбежной потере конкурентоспособности многих отраслей экономики, росте безработицы и снижении доходов населения; сторонники, напротив, о новых перспективных рынках, о выгоде в 900 млрд долларов ежегодно (по данным Минэкономразвития), которую принесёт российским компаниям упрощение таможенных процедур и, как следствие, мощном импульсе развития экономики.
За экспертной оценкой ситуации вокруг ВТО мы обратились к депутату Государственной Думы РФ от Воронежской области, представителю Комитета по бюджету и налогам и постоянному члену депутации Государственной Думы в постоянных делегациях Федерального Собрания Российской Федерации в Парламентской Ассамблее Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ), Сергею Викторовичу Чижову.
- Сергей Викторович, что даст нашей стране вступление в ВТО?
- Давайте сначала посмотрим, какую роль играет Всемирная торговая организация в мировой экономической системе. В состав ВТО сейчас входит свыше 150 стран, на совокупную долю которых приходится свыше 97% объёма всей мировой торговли.
Это означает, что вне ВТО страна находится, по сути, в состоянии самоизоляции и попадает под действие «тарифного произвола», поскольку любое государство может в одностороннем порядке ввести заградительные пошлины, квоты на ввоз и другие ограничения, что практически исключено внутри ВТО. Для примера, ограничения на торговлю с РФ действуют более чем в 20 странах мира. Эти ограничения приносят дополнительные издержки российским производителям и, в конечном итоге, делают их неконкурентоспособными на мировом рынке. Присоединение к ВТО обеспечит нашей стране возможность получения более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг; устранения дискриминации в торговле; разрешения возникающих споров в рамках механизма ВТО, участия страны в процессе разработки правил международной торговли.
- А как вы оцениваете те риски для экономики, о которых говорят противники ВТО?
- «Основная страшилка» вступления в ВТО связана со снижением ввозных пошлин и, соответственно, усилением конкуренции на внутренних рынках. Наиболее проблемными считаются авиа- и машиностроение, сельское хозяйство. Предприятия в этих сферах могут оказаться неконкурентоспособными, а значит, потенциально возможен спад производства, безработица, невыполнение социальных обязательств.
Но государством уже предприняты определённые меры по защите этих отраслей - в ходе переговоров, Рабочей группой по вступлению РФ в ВТО был согласован переходный период, в течение которого они продолжат пользоваться определёнными преференциями. Так, после вступления России в ВТО должны быть снижены размеры импортных пошлин на автомобили с нынешних 30% до 25%, а затем, в течение семи лет - до 15%. Снижение уровня тарифной защиты российского автопрома предполагается компенсировать за счёт введения утилизационного сбора, который будет действовать до 2020 года. Программа государственной поддержки разработана и для АПК, поскольку будут снижены пошлины на ввоз импортной с/х продукции: с действующих 13,2% до 10,8%. В частности, для сельхозпроизводителей предусмотрен лимит господдержки в размере до 9 млрд долларов в год с постепенным его сокращением к 2018 году до 4,4 млрд долларов, то есть до уровня господдержки, который имеет место в текущем 2012 году. И это только сумма прямой господдержки сельхозпроизводства, не включающая проектов по развитию инфраструктуры сёл - транспорта, связи, дорог. Такие проекты не запрещены в ВТО, а значит, будут продолжать реализовываться «параллельно».
Кроме того, Государственной Думой подготовлен пакет законодательных инициатив, направленных на защиту и поддержку отечественных сельхозпроизводителей. Например, сейчас разрабатывается законопроект о продлении до 2020 года срока действия нулевой ставки налога на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся реализацией произведенной ими продукции. Принят подготовленный Комитетом по бюджету и налогам Государственной Думы закон, устанавливающий дополнительные гарантии финансовой устойчивости системы сельскохозяйственного страхования. После присоединения к ВТО такие меры станут дополнительной поддержкой АПК.
- То есть, государство готово к вступлению в ВТО?
- Комплекс мер господдержки, одобренный Государственной Думой вместе с протоколом присоединения РФ к ВТО, достаточно полный и позволит «смягчить» последствия вступления в тех отраслях, где это необходимо.
Но на этом мы не собираемся останавливаться, ведь и «внутри» ВТО не исключены нетарифные методы поддержки отечественных производителей. Например, сейчас мы, в рамках Комитета по бюджету и налогам, прорабатываем вопрос о том, чтобы установить требование осуществлять закупки для государственных и муниципальных нужд исключительно у российских производителей.
Кроме того, при вступлении в ВТО мы говорим не только о защите внутреннего рынка, но и о поддержке экспорта, о проникновении на другие рынки. Например, сейчас продовольственные товары и сельхозсырьё являются одной из ведущих статей экспорта в страны СНГ, но по другим странам их объём невелик (в среднем, за последние годы не более 2% экспорта РФ). Для исправления этой ситуации возможен целый ряд мер поддержки экспорта, которые были бы очень полезны, начиная с повышения информированности, развития роли торгпредств, экспортных кредитов, стимулирования повышения качества продукции. Наша фракция будет разрабатывать и поддерживать такие инициативы.
В целом, следует понимать, что вступление в ВТО - это необходимый шаг в условиях глобализации мировой экономики. Преимущества ВТО несомненны, но их можно реализовать при определённых условиях: модернизации российской экономики, повышении качества производимой продукции, развитии административных барьеров, совершенствовании законодательства. Государственные меры, о которых мы говорили, призваны обеспечить их достижение и, одновременно, устранить возможные риски.
Я уверен, что ВТО для России - это возможность выйти на новый уровень в развитии экономики, стать полноправной частью мировой экономической системы.