Мы побывали в библиотеке, школе и вузе, чтобы узнать, где самая читающая публика и какую литературу предпочитают липчане.
Задание на лето
Этим летом Липецкая областная универсальная научная библиотека запустила акцию «Летнее чтение». Суть в том, что каждому человеку, который зарегистрируется на сайте, случайным образом задают на лето три книги, которые он должен прочитать и до 4 сентября прислать свои рецензии. Главный приз – электронная книга.
«Акция призвана привлечь людей, которые уже окончили школу или вуз и давно не получали списки книг на лето, вспомнить, как это было и почитать, – рассказывает Дина Кюнбергер, заведующая отделом развития инноваций и связей с общественностью. – Чтобы добавить элемент неожиданности, некой игры, мы с мужем написали специальную программу, которая случайным образом формирует список книг. Кстати, в него попали произведения, которые мы сами читали или о которых были хорошие отзывы. Помимо классики там много современных авторов».
Сегодня списки книг получили уже почти 500 человек, и желающие всё прибавляются. Рецензии прислали пока три человека.
«Мы надеемся вызвать интерес у людей не только к чтению, но и к самой библиотеке, - говорит Дина. - На сайте, где выдаётся список, указано, где какую книгу можно взять. Люди, которые там регистрировались, потом приходят и специально записываются в библиотеку. Липчане не перестали читать, может быть, не так много как раньше, но читают. Возможно, мы просто этого не видим, потому что многие делают это с планшетов или телефонов».
Есенин против Донцовой
А что скажут в своё оправдание «главные подозреваемые» в нелюбви к книгам –студенты?
«В последнее время я очень полюбила поэзию, нравится современная поэтесса Ах Астахова, – признаётся Ангелина Глебова, студентка ЛГПУ, факультет лингвистики и межкультурный коммуникации. – В университете читаем и учим в оригинале сонеты Шекспира. Стала открывать сборники Есенина, Лермонтова. И теперь беру с собой в дорогу не детектив Донцовой, а книжечку со стихотворениями. Если брать прозу, то читаю русскую и зарубежную классику. Сколько раз подружки давали книги современных авторов, я не смогла и половины осилить. А перечитать «Героя нашего времени» в очередной раз – легко. Кстати, это моё любимое произведение. Я, если честно, не вижу никакой проблемы. Во все времена были люди читающие и те, кому это не интересно».
«Мне нравится зарубежная фантастика, обожаю серию книг «Академия вампиров» Райчел Мид, – говорит Анастасия Швецова, студентка ЛГТУ, факультет автоматизации и информатики. – Но и классику тоже почитываю, «Гранатовый браслет» Куприна или «Собачье сердце» Булгакова, например. Бывают периоды, когда я вообще не читаю: то времени нет, то не хочется. Но если сажусь читать, то очень много, меня уже не оторвать. Среди моих друзей, например, есть те, кто не читает вообще, а есть которые, как и я, жить не могут без книги».
Интереса нет
А как обстоят дела с чтением у самых маленьких? Оказывается, не очень. Мало кто из школьников хочет читать книги летом, когда на улице светит солнце, куча свободного времени, да ещё и друзья постоянно зовут гулять.
«Дети бывают разные, – рассказывает Елена Якухнова, учитель русского языка и литературы школы №31. – Есть те, кто учится на четвёрки и пятёрки, они читают тот минимум, который я задаю. Есть «жемчужинки», их единицы, которые читают дополнительно разножанровые книги, и классику в том числе, стараются глубже изучить разную литературу, разных авторов, их судьбу. Они постоянно что-то спрашивают, стараются узнать что-то новое. Пятиклашки сейчас, например, увлекаются фентези, читают «Властелин колец» Толкина и другие подобные книги. Но надо признаться, что в основной массе дети читают очень мало. Особенно в старших классах, когда родители уже не контролируют, начинаются проблемы: нужно обсуждать какое-то произведение на уроке, а многие его просто не читали, в лучшем случае в кратком содержании. ЕГЭ по литературе сдают единицы – те, кому нужно для поступления на филологические факультеты. А в целом, к сожалению, интереса к предмету нет. Что с этим поделать? Конечно, с детства приучать детей к чтению».