
Так, в недалёком будущем количество ПТУ, техникумов и колледжей будет сокращено вдвое. Об этом заявил Олег МОСОЛОВ, руководитель департамента образования, науки и молодёжной политики.
Рабочий класс исчез как класс?
Вряд ли сокращение ПТУ сможет восполнить недостаток кадров. И улучшится ли после этого качество образования?
Как выяснилось, на сегодняшний день учреждения среднего профобразования готовят только 23% востребованных региональной промышленностью специальностей. При этом в области сейчас функционирует 59 сетевых начальных и средних профессиональных учреждений. Их количество предлагается сократить до 30, причём, уже в ближайшие два года. На самом деле, правильнее говорить не о закрытии, а об объединении училищ, колледжей и техникумов. Вместо них в регионе появятся ресурсные центры, а также многоуровневые и многопрофильные заведения, обеспечивающие подготовку кадров по широкому кругу специальностей. Интересно, что при этом обещают сохранить весь состав преподавателей. Каким образом – пока не понятно.
Учить, чтобы переучивать
Работодатели сетуют на то, что после учёбы молодые специалисты приходят к ним, обладая набором знаний, который годится только в теории. На практике же новичка приходится учить, учить и учить.
– Для более эффективной работы профессиональных учреждений мы предлагаем открыть ресурсные центры на их базе, – объясняет Олег Мосолов. – Предприятиям необходимо участвовать в создании этих структур, потому что без промышленников мы так и будем обучать людей невостребованным профессиям. По плану, новая кузница кадров будет иметь лучшую материально-техническую базу. К тому же, в ресурсном центре предполагается обучение учащихся под руководством специалистов с предприятий региона и на производственном оборудовании. Мы совместными усилиями добьёмся того, чтобы человек, приходя на производство из профучилища, смог сразу влиться в работу.
А что по поводу реорганизации думают в колледжах, училищах и ПТУ?
– Необходимость реорганизации назрела, – считает Николай ВОРОПАЕВ, директор Воронежского государственного промышленно-экономического колледжа. – Главное, правильно к этой реорганизации подойти. Важно продумать слияния учебных заведений: совместимость руководителей, коллективов, профессий, месторасположений. Нужно никого не обидеть, не ущемить в правах. Если всё это будет учтено, то реорганизация произведёт положительный эффект. Но с другой стороны, есть вероятность потерять хорошие кадры. Многие преподаватели, боясь сокращения, могут уйти. Специалисты профспециальностей гораздо больше заработают на производстве, чем в учебных заведениях. Поэтому крайне важно не растерять кадры. Нельзя рубить сплеча, иначе колледжи и техникумы останутся без преподавателей, а страна – без рабочих.
– Наше училище - единственное в городе, где получают профессию дети-инвалиды, – говорит Иван ДИДЕНКО, директор ПУ №12. – Если его соединят с каким-то другим, наши студенты будут чувствовать себя, как белые вороны. Для подготовки инвалидов нужен специальный учебный центр. Прежде чем проводить слияние, следует апробировать это, соединив два-три заведения – посмотреть, как это подействует. Только тогда можно говорить, что программа даст хорошие результаты и повысит качество образования.
Тем временем реорганизация началась. Некоторые учебные заведения уже получили «ценные указания». И, кстати, отказываются комментировать ситуацию, вероятно, опасаясь за свою судьбу. А кто-то и вовсе утверждает, что всё, что делает департамент – к лучшему
Выпуск специалистов со средним профессиональным образованием по профилям распределяется следующим образом:
29,8% – здравоохранение,
18% – информатика, средства телекоммуникации и связи, автоматика и приборостроение,
14,8% – экономика и управление,
13,3% – транспорт,
7,3% – сельское хозяйство и переработка с/х продукции,
5,2% – промышленность,
1% – строительство.