Воронеж, 24 декабря – АиФ-Черноземье
Правда, большинство коммерческих вузов страны отказалось от участия в этих спорных расчётах. Те же, кто решил, что скрывать им нечего, в большинстве своём попали в список неэффективных.
Лучше отказаться?
Напомним, что эффективность оценивалась по следующим параметрам: образовательная (средний бал ЕГЭ), научно-исследовательская, международная, финансово-экономическая деятельность, инфраструктура.
Среди воронежских институтов и университетов в рейтинге приняли участие только два вуза и два филиала. И если вузы (Воронежский институт высоких технологий и Международный институт компьютерных технологий) в список эффективных прошли, то филиалы (филиал Московского университета им. С.Ю. Витте в Воронеже и Воронежский филиал Российского нового университета) оказались за бортом. Ещё два вуза и семь филиалов вообще проигнорировали данное исследование. В Министерстве, в свою очередь, грозят, что совсем скоро избежать анализа не удастся никому.
Непонятно только, причём здесь коммерческие вузы? Участвовать-то они, может, и поучаствуют, но что потом? Какие меры к ним примут? Ведь они не финансируются из бюджета.
– Если основной заявленной целью проведенного мониторинга «эффективности» государственных вузов является улучшение результатов деятельности «неэффективных» вузов путём их присоединения к эффективным, то по отношению к негосударственным вузам такой подход не имеет юридического основания, поскольку у каждого вуза свой учредитель, – комментирует Аркадий Спирин, директор филиала Московского университета им. С.Ю. Витте в Воронеже. – Кроме того, знакомство с используемыми в мониторинге перечнем, расчётом и пороговыми значениями параметров вызывает ряд вопросов. Почему они отличаются от законодательно утверждённых и используемых в процедурах аккредитации и лицензирования? Чем обоснован выбор именно таких пороговых величин и параметров? Пока эти вопросы остаются без ответа.
Постоим в сторонке
Кстати, Воронежские филиалы, попавшие в списки неэффективных, не согласны с такой оценкой своей деятельности. Может, действительно правильнее было и вовсе отказаться от участия в мониторинге?
– Наш вуз не принимал участия в исследовании, – говорит Александра Терехова, проректор по учебно-воспитательной работе института менеджмента, маркетинга и финансов. – У всех вузов разные возможности. Например, норматив по количеству иностранных студентов. Есть вузы международного уровня, где много таких студентов, а есть – регионального, где их значительно меньше. Нельзя же всех судить по одним и тем же критериям. Вообще, рейтинг – это хорошо, он помогает абитуриентам ориентироваться при поступлении. Но, мы надеемся, он будет совершенствоваться.
Кстати о критериях. Практически все оценки имеют экономическую направленность, что вряд ли может говорить о качестве образования. Возьмём для примера поначалу признанный неэффективным Воронежский государственный педагогический университет. Совсем недавно он стал обладателем главной всероссийской премии «Финансово-экономический олимп 2012», которую получают экономически эффективные и социально-ответственные компании. Неожиданно, правда?